Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: «Турецкий поток» позволит России отказаться от услуг Украины

Эксперт: «Турецкий поток» позволит России отказаться от услуг Украины

Парламент Турции проголосовал за ратификацию межправительственного соглашения с Россией по проекту строительства газопровода «Турецкий поток». Закон поддержали 210 депутатов, сообщает газета Milliyet. Всего в голосовании приняли участие 223 парламентария. Семь из них выступили против, шесть воздержались.

На сколько затянется строительство и сможет ли кто-то ему помешать, Правда.Ру спросила у руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника.

— Что вложит в проект и в итоге получит каждая из сторон?

— Турции нужен наш газ, у них растущий рынок, Турция получит, в первую очередь, по первой линии, порядка 16 миллиардов кубометров газа. Вторая линия запланирована транзитная уже для того, чтобы дать газ на турецко-греческой границе для европейцев. Как известно, «Турецкий поток» строится по параметрам, которые подразумевают нивелирование всех рисков третьего энергопакета. Мы будем ждать от европейцев синхронизации стройки. То есть они уже должны подводить всю необходимую инфраструктуру для того, чтобы принять газ на турецко-греческой границе. Но первоначально будет первая линия для непосредственно внутреннего рынка Турции. А вторая уже, исходя из ситуации. То есть, захотят ли европейцы брать наш газ. Но, скорее всего, там перспектива есть. Здесь могут быть решения.

Турция выиграет в этом и в транзитном смысле, то есть будет получать моржу от прокачки, и в целом мы видим, что у Газпрома появляется такая диверсификационная модель, мы развиваем параллельно и «Северный поток-2», и в этом смысле есть хорошая перспектива обойти высокорисковую страну с точки зрения транзита, как Украину, мы будем закрываться с Севера и с Юга. И, что «Турецкий поток», что «Северный поток-2», начинают, как мы видим, определенную конкуренцию, — кто первый, кто быстрее. Турция нам помогает с европейцами, а европейцы, оглядываясь на Турцию, на их инициативы, будут так же способствовать тому, что в большей степени оказывать поддержку «Северному потоку-2». Здесь уже борьба за объемы.

Как известно, изначально турецкий поток назывался или интерпретировался как «Южный поток», он был закрыт, труба должны была «вынырнуть» в Болгарии, но Болгария, учитывая свои предвзятости, оглядки на Брюссель, заняла неправильную позицию по отношению к России, не партнерскую, вот нам пришлось уйти на турецкий берег. Проект тоже первородно считался очень мощным, 63 миллиарда кубов, четыре параллельных ветки. «Турецкий поток» должен был быть примерно таким же, но, опять же, проволочки привели к тому, что мы две трубы перебросили на Балтику — известная Трансбалтийская система «Северный поток-2». Две ветки. Это, по сути, расширение «Северного потока-1», уже действующего и успешно работающего.

— Остались обстоятельства, которые могут помешать или затормозить строительство?

— Опыт показывает, что, в любом случае, обстоятельства такие могут возникать — из-за форс-мажорных или каких-то политических моментов. Но все-таки энергетика сейчас идет в таком русле обособленном. Я не думаю, что сейчас политика будет как-то тормозить. Если бы были вновь какие-то включены технические тормоза со стороны Турции, мы бы, конечно, не увидели никакой ратификации. В этом смысле пока все идет по плану. Н и плюс, у Турок потребности в нашем газе и в коммерческом смысле они тоже желали бы быть страной-транзитером.

— Что означает для Украины появление «турецкого потока»?

— Украина — это вообще отдельная история. Они нас шантажируют тем, что поднимают транзитные ставки, которые просто не соответствуют рыночным, вместо того, чтобы, напротив, как-то удерживать «Газпром», как клиента, предлагать лучшие ставки. Мы же, по сути, единственный клиент их газотранспортной системы, без нашего газа их газотранспортная система просто ненужная инфраструктура абсолютно. И еще одна проблема украинской газотранспортной системы, что она устаревает, необходимых инвестиций в ее модернизацию не делается, она постепенно превращается в металлолом, и там небезопасно становится прокачивать газ. Ну и третий момент, известный, когда Киев не накапливает нужного объема к зиме, нужного объема газа в подземных хранилищах, соответственно, высоки риски изъятий газа из транзитных уже объемов. То есть европейцы будут недополучать газ, как это было зимой 2009 года.

Так что, в этом смысле масса рисков, и мы их должны нивелировать. Поэтому и «Турецкий поток», и «Северный поток-2» вкупе позволят нам отказаться от услуг Украины. Но, опять же, мы с удовольствием, может быть, и прокачивали какой-то определенный объем газа через украинскую газотранспортную систему, если бы были приемлемые условия по тарифу, и мы видели, что система работает исправно. И были бы гарантии наших транзитных возможностей, чтобы они не затрагивались. Но этого нет, и в связи с этим к концу 2019 года, скорее всего, будет уже другая картина, другой энергетический ландшафт.

— На сколько лет затянется строительство?

— Планы не меняются. 2019 год. Первый газ должен пойти по «Северному потоку-2», первый газ должна получить и Турция. Может быть, сроки будут даже и форсированы. И не обязательно в конце 2019, а пораньше. И, опять же, это все синхронизировано с тем, что у нас истекает контракт с Нафтогазом Украины, долгосрочный контракт, поэтому и стоят даты. Время есть, есть возможности, сроков никто не меняет по проектам. Газпром пока готов к таким сценариям.

Источник: Pravda.Ru, 02.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики