Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС — Украина: Дружба дружбой, а газ врозь

ЕС — Украина: Дружба дружбой, а газ врозь

Еврокомиссия расширила «Газпрому» доступ к газопроводу OPAL, который соединяет «Северный поток» с газотранспортными системами стран Центральной Европы. Россия уже располагала половиной мощностей. Сейчас же компании «Газпром» позволили использовать до 90% мощности газопровода OPAL в Германии.

Польша заявила, что намерена блокировать передачу газопровода OPAL России — подать жалобу в Еврокомиссию и суд ЕС. Недовольство выразила Украина. Петр Порошенко сообщил, что вопрос энергетической безопасности и энергетической солидарности Украины с Европейским Союзом обсуждался на саммите.

Раньше Украина и Польша уже пытались помешать проекту «Северный поток-2». Несмотря на их протесты, в Европе ищут возможность профинансировать строительство газопровода. На 25 ноября намечена встреча вице-премьера РФ Аркадия Дворковича и вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича.

Почему газопроводы стали геополитическим оружием? Сколько потеряла Украина от транзита по OPAL? Когда Россия сможет полностью отказаться от использования украинского транзита? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. ru рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков.

— Президент Литвы Даля Грибаускайте сказала, что проекты «Северный поток» и «Северный поток-2» являются для Литвы геополитическими, а не чисто коммерческими. Такой же подход у поляков и украинцев, которые говорят, что Россия пытается их прижать, лишить доходов. С вашей точки зрения, насколько этот вопрос политизирован?

— Вопрос, конечно, в крайней степени политизирован. Ряд политических игроков вообще заявляет, что давайте введем санкции против России в виде запрета на строительство «Северного потока-2», пытаемся отказаться от российских углеводородов, от нефти и газа. Естественно, что это приводит к еще большей политизации энергетики.

Самый интересный момент, что Россию всю жизнь обвиняли именно в том, что она использует энергетическую дубинку, и говорят, про энергетическое оружие, газовое оружие и т. д. А получается, что сами европейцы это используют. Россия же предлагает построить газопроводы за свои деньги, и это улучшит энергетическую безопасность Европы, диверсифицирует маршруты доставки.

Потому что пока отказаться от Украины как транзитера мы не можем. Конечно, у тех, кто предлагает антироссийские меры в газопроводной сфере, есть свои интересы и расчеты. Но та же самая Литва построила СПГ-терминал, считала, что это принесет ей какие-то блага. Оказалось, что терминал и инфраструктура стоят дорого, и сам сжиженный природный газ к ним приходит по высокой цене.

Норвежскому «Татуэллу» они платят за аренду регазификационного плавучего терминала, плюс сам газ оказывается в полтора раза дороже, чем Газпром предлагает по газопроводу. Им пришлось даже обязать всех потребителей покупать часть газа именно с СПГ-терминала, потому что по собственной воле никто не собирался это делать. И в итоге, СПГ закупает одна только государственная компания «Литгаз».

И естественно, что теперь у них появляется новая проблема, чтобы менее затратный был СПГ-терминал, надо чтобы он был на сто процентов загружен, а для собственного рынка с только газа не нужно. Соответственно, нужно соседям его продавать. Поэтому нужно всех соседей поставить в условия дефицита газа. Для этого надо вставлять палки в колеса российским проектам.

Они давно проводят откровенно агрессивную антироссийскую политику во всех сферах. Естественно, мы их из транзитных цепочек исключаем. Раньше наши энергоносители шли в в прибалтийские порты, а теперь идут в Приморск, Усть-Лугу и так далее. То же самое происходит и в Польше.

Во-первых, они построили свой СПГ-терминал, и конкурируют с той же самой Литвой. Но там ситуация еще хуже оказалась. Они газ закупают у Катара, цена — ровно в два раза выше, чем у Газпрома. Тогда момент Газпром им продавал по 400 долларов за тысячу кубов, а Катар начал продавать по восемьсот долларов.

В еще большей степени поляки боятся сокращения транзита через собственную территорию российского газа по газопроводу Ямал-Европа. Заинтересованность поляков в нем, конечно, очень большая. Поэтому они тоже выступают против этого проекта, и Польша как раз-таки стала той страной, чей антимонопольный орган не согласовал совместное предприятие для строительства «Северного потока-2». В итоге, Газпром приходит к решению, что он будет строить морскую часть, а наземную часть — его европейские партнеры.

У Украины, естественно, будет самая большая потеря, если будет реализованы эти проекты. Я думаю, они действительно будут построены. Европейцы сами понимают, что им нужны альтернативные транзиты, поэтому они все-таки дали разрешение на загрузку «Северного» и"Опала«, теперь у них — более мягкий взгляд на «Северный поток-2». Проекты реализуются, несмотря на то что заявления антироссийские идут. Конечно, Украина потеряет примерно два миллиарда долларов в год за прокачку.

— С вводом «Опала» они сколько потеряли?

— Мощность «Опала» — 36 миллиардов кубов, половину мы уже загружали, сейчас — еще 40 процентов — примерно 15 миллиардов кубов с Украины еще уйдет. Причем, для Газпрома это очень выгодно экономически, потому что по соглашению об акционерах «Северного потока-1» Газпром все равно платит за прокачку определенную сумму без учета загрузки.

И получается, что на каждый кубометр прокаченного газа цена транзита снизится, как только он «Северный поток» будет загружать больше. Собственниками части газа, который прокачивается по «Северному потоку», становятся уже компании-потребители. Они покупают газ у Газпрома по другим соглашениям, и получается, что в «Опал» заходит уже не только газпромовский газ«, но и газ европейских компаний. Поэтому исключаются нарушения третьего энергетического пакета.

— Идет тяжба по взаимным претензиям Нафтагаза и Газпрома. Расскажите об этом.

— Ее рассмотрение только недавно начали, до июня арбитраж в общем-то может рассмотреть. Позиция Газпрома понятна — в контракте условия — бери или плати. Либо ты забираешь физически газ, который законтрактовал на год, либо ты платишь частично — 80 процентов. Это — стандартные условия во всех долгосрочных европейских контрактах. Потому что поставщик должен понимать, какие месторождения ему надо разрабатывать, чтобы удовлетворить спрос.

Украина в определенный момент перестала выбирать эти объемы и деньги не давала. И этот долг все накапливается. Нафтагаз не забирает весь газ у Газпрома, соответственно все равно он должен его частично оплачивать. Украинцам приходится придумывать что-нибудь, чтобы увеличить финансовые требования к Газпрому. Они — абсурдные. Просто говорят, что цена на газ была несправедливой. Это — совершенно не из финансово-экономической области.

— В результате этих проектов к 2019 году вот Россия построит совершенно другую газотранспортную систему для снабжения Европы?

— Ну да, Россия всегда и говорила, что надо диверсифицировать маршруты доставки. Надо иметь альтернативу. Пока мы не можем отказаться от украинского транзита, потому что недостаточно других мощностей. И мы всегда говорили, что это небезопасно, поэтому нужно диверсифицировать. И это началось еще до смены власти в Киеве, «Северный поток» уже до этого был построен.

Беседовала Любовь Степушова. Подготовил Юрий Кондратьев

Источник: Pravda.Ru, 02.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики