Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставки растут: что стоит за попыткой Киева заставить «Газпром» платить

Ставки растут: что стоит за попыткой Киева заставить «Газпром» платить

Киевский суд удовлетворил иск антимонопольного комитета Украины, увеличив общую сумму взыскания с «Газпрома» до 6,8 млрд долларов. Решение не назовешь неожиданным, но какие доказательства готов предъявить в международном арбитраже Киев, чтобы взыскать озвученную сумму? Разбиралось Федеральное агентство новостей.

Антимонопольный комитет какое-то время назад обвинил «Газпром» в монопольном положении на рынке транзита газа через украинскую ГТС. Российскую компанию преследуют за то, что она нарушала условия контракта с «Нафтогазом», с 2009 по 2015 годы резко сократив объем газа, прокачиваемый в Европу через территорию Украины, а любые обращения по этому поводу игнорировала. Вот и вырос штраф с 3 млрд аж до 6,8 — благодаря разным просрочкам.

«Газпром» снижал поставки в указанный период исключительно из-за того, что сокращалось потребление газа в Европе: нет спроса — нет и поставок. Других маршрутов и не было: построили только «Северный поток», загрузили половину или 75% его мощности, так он и работал. Если же у Украины есть претензии по выполнению условий контракта, то она должна обращаться в Стокгольмский арбитраж. В контракте так и написано: любые претензии сторон рассматриваются исключительно там. Киевский суд не имеет соответствующей юрисдикции, чтобы решать, выполнялся контракт или нет. Поэтому они и пытаются приплести сюда якобы монопольный статус «Газпрома» на газовом рынке Украины», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

По его словам, претензии Киева абсурдны: кто еще может присутствовать на этом рынке? С востока на запад качает газ исключительно «Газпром».

«В законе об экспорте газа в России написано, что эту операцию может осуществлять только собственник газотранспортной системы. По закону транспортировку никто больше осуществлять не может. Если Украина хочет, то может построить у себя СПГ-терминал: приплывал бы танкер, отгружался в порту Одессы и транспортировался газ в Европу. Это право Киева. Но претензии абсурдны: даже технически обеспечить прокачку газа очень сложно. Украинцы пытаются быть европейцами и стремятся выполнять европейское законодательство, чего от них никто не требует, применяя к себе нормы третьего энергетического пакета. Но ведь там написано: один поставщик не может транспортировать и загружать более 50% мощностей системы. Но «Газпром» и в этом плане выполняет все условия. Газотранспортная система Украины предусматривает на входе около 240 млрд кубов, а на выходе — 180 млрд . В 2015 году «Газпром» транспортировал через Украину 67 млрд кубов, что явно меньше половины», — продолжает эксперт ФАН.

То есть с какой стороны ни посмотри, претензии Киева везде надуманы. При этом понятно, почему Киев хочет штраф побольше. На это есть как минимум две причины. «Во-первых, можно будет в счет этого штрафа забрать транзитный газ, поскольку он является собственностью «Газпрома», а претензии выставлены именно к российской компании. Зимой газа не хватает — можно взять из трубы и прикрыться мнимым долгом. Во-вторых, постоянно идет повышение ставок. «Газпром» повышает ставки и требования к «Нафтогазу» в Стокгольмском арбитраже, потому что каждый квартал по контракту 2009 года «Нафтогаз» обязан отбирать определенные объемы газа. Если он этого не делает, то обязан платить. И там уже половина доходов украинского бюджета накапала. Украина должна чем-то отвечать, вот и придумывает разные ужимки», — добавляет Юшков. 

Автор: Дмитрий Пятов 
 
Источник: ФАН, 05.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики