Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая нефтяная стратегия

Новая нефтяная стратегия

В ходе совещания по вопросам топливно-энергетического комплекса, которое провел премьер-министр России Владимир Путин, был принят ряд важных решений. В ходе встречи премьер-министр заявил, что правительство намерено добиться к 2012 году увеличения доли полезного использования попутного нефтяного газа до 95% и обнулить ставку ввозной пошлины на оборудование для комплексов глубокой переработки нефти. Путин также поручил выработать спецмодель налогообложения для новых месторождений нефти и газа.

«Необходимо разработать специальную модель налогообложения, которая будет применяться для новых нефтегазовых месторождений», - цитирует его РИА «Новости». «Начиная с 1 января 2009 года снижена ставка НДПИ, предприятиям предоставлено право более активно использовать механизм ускоренной амортизации. С учетом всех этих действий, фискальная нагрузка на отрасль сократилась примерно на 500 миллиардов рублей», - сказал Путин.

Однако самая важная инициатива правительства, озвученная на совещании, это снижение экспортной пошлины на нефть из новых месторождений Восточной Сибири. Премьер также отметил, что необходимо разработать специальную модель налогообложения для новых месторождений.

По его словам, освобождаемые от налогов средства в ТЭК должны быть инвестированы в геологоразведку и производство, передает «Интерфакс».

При этом Шматко признал, что добыча нефти в России в 2008 составила 488 млн тонн, что на 0,7% ниже результатов 2007 года. Однако он добавил, что стимулирование развития нефтяной отрасли и ее поддержка государством позволят к 2013 году увеличить добычу нефти в РФ до 511 млн тонн.

Комментирует Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Я бы особо отметил выступление министра энергетики Шматко, который сказал сегодня поразительную вещь. Он заявил, что падение добычи нефти в ближайшие пять лет может составить порядка 8%. Для меня очевидны такие риски, но впервые госчиновник откровенно говорит об этом. Минэнерго потратило огромные деньги на разработку сначала энергетической стратегии до 2020 года, а сейчас должна быть принята стратегия до 2030 года. В проекте этой стратегии нет ни одного сценария, при котором предусматривалось бы падение добычи нефти, особенно в перспективе пяти лет. Поразительно, когда министерство зачем-то тратит колоссальные деньги на стратегии, а потом министр сам же публично на ответственном совещании опровергает их. Но на самом деле к заявлению Шматко стоит прислушаться, и вот почему.

В прошлом году мы впервые за 10 лет получили падение добычи в нефтяном комплексе. У нас много горлопанов, которые кричат про «сидение на сырьевой игле», про то, что у нас всё только на нефти и т.д. На самом деле никто не мешает этим людям заниматься диверсификацией экономики. Мы привыкли смотреть на нефтегазовую отрасль, как на отрасль архаичную и допотопную, где лопатой копнул, и пошла нефть. Это при том, что современный нефтегазовый комплекс – это достаточно высокотехнологичное производство. Сейчас наша нефтяная отрасль находится в очень непростом состоянии. Совещание в Киришах это только подтвердило.

Основная проблема в том, что добыча на так называемых «браунфилдах», то есть на старых месторождениях в западной Сибири, уже падает. Те нефтяные и газовые месторождения в западной Сибири, что были введены в Советском Союзе, уже фактически нами проедены, а в новые проекты никто не хочет вкладывать деньги.

На совещании в Киришах также поднимался вопрос относительно того, что, может быть, стоит не снижать налоговую нагрузку на всю отрасль, а задуматься о том, как стимулировать инвестиции в новые проекты, прежде всего на востоке страны. Я напомню, когда 8 мая за Путина голосовали в Думе как за премьера, он сказал, что 80% прибыли изымается в виде налогов, и что надо снижать налоги, чтобы шли инвестиции. Налоги уже снизили, повысили цену по НДПИ, отказались от трехмесячного мониторинга экспорта нефти в пользу одного месяца.

И вот сейчас принято ещё одно решение, которое облегчает нагрузку. Путин правильно привёл цифры. Однако возникает другой вопрос: нагрузку сократили, а инвестиции выросли или, может быть, остались хотя бы на прежнем уровне? Нет. Все нефтяные компании в начале года заявили о том, что они собираются сокращать инвестиции, так как упала цена на нефть. Возникает резонный вопрос: зачем государство снижает налоги на нефтяную отрасль, если нефтяные компании отказываются вкладывать деньги в новые проекты? Причём по итогам года многие нефтяные компании получили чистые прибыли (уже после выплаты налогов) порядка 10 миллиардов долларов, а некоторые компании – и более 10 миллиардов долларов. И это не привело к тому, что они увеличат инвестиции в «гринфилды», то есть в новые проекты.

Я думаю, что сейчас мы заигрались и забыли, что творится в самой нефтяной отрасли. А там происходит огромное недоинвестирование в новые проекты, в геологоразведку, в разведочное бурение. Советские запасы активно проедались, и вот теперь государство ещё больше снижает налоги, а мы новых инвестиций в том объёме, в котором нужно, пока не видим. Я считаю, нужен диверсифицированный подход к налогообложению компаний. Если мы говорим о новых проектах, то действительно нужно их налоговым образом стимулировать. Снижение налогов должно касаться, прежде всего, абсолютно новых проектов и, наоборот, очень старых проектов. Затем – новые проекты, месторождения с тяжёлой нефтью. То есть стремиться к тому, чтобы компании активнее в инвестировали эту отрасль. Простое снижение налогов приводит к тому, что деньги фактически будут изъяты из бюджета и перейдут в дивиденды собственникам нефтяного бизнеса, который зачастую, кстати, является частным. У нас думают, что у нас вся нефтяная отрасль чуть ли не национализирована, но в реальности это не так: в России огромное количество компаний, которые являются частными.

Источник: Актуальные комментарии, 12.02.2009 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики