Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Зима близко» и тень Украины. Сможет ли Еврокомиссия простить «Газпром»?

«Зима близко» и тень Украины. Сможет ли Еврокомиссия простить «Газпром»?

Несмотря на ранее появившуюся в прессе информацию о том, что «Газпром» и Еврокомиссия почти урегулировали затянувшееся антимонопольное дело, решение этого вопроса откладывается. Как выяснил Лайф, чиновники ЕС до сих пор имеют претензии к российской компании, которую обвиняют в «истреблении» зачатков конкуренции на рынке региона и завышении цен.

«Газпром» до сих пор находится в зоне риска быть оштрафованным Еврокомиссией за нарушение антимонопольного законодательства ЕС. Несмотря на продолжающиеся переговоры с российской компанией, в ЕК оставляют за собой право вынести наказание газовой монополии. Об этом говорится в письме (есть у Лайфа) еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер литовскому европарламентарию Зигмантасу Бальчитису .

Дело против «Газпрома» ЕК открыла 31 августа 2012 года за якобы имевшее место злоупотребление на рынках Восточной и Западной Европы за счёт доминирующего положения. Решению о начале следствия предшествовали неожиданные проверки в фирмах, сотрудничающих с «Газпромом» в десяти европейских странах. Компанию, в случае признания виновной, могут оштрафовать на 10% от годовой выручки (в 2015 году она превысила 6 трлн рублей).

По мнению Еврокомиссии, концерн пытался разделить газовые рынки в регионе, мешая трансграничной перепродаже газа. Это, по мнению ЕК, позволило российской компании искусственно завышать цены на голубое топливо в отдельных странах. Отметим, что «Газпром» поставляет на европейский рынок порядка 30% газа. 

По словам Маргрет Вестагер, российской стороне была предоставлена возможность дать свой ответ на заявление комиссии во время устных слушаний 15 декабря 2015 года. Параллельно с сентября 2015 года Еврокомиссия и «Газпром» обсуждают возможность предложения компанией Алексея Миллера различных обязательств. В этом контексте представители комиссии и встречались с «Газпромом» 26 октября этого года.

Целью встречи было выяснение ответа на вопрос: готов ли «Газпром» предлагать обязательства, адресованные комиссией по конкуренции, в упреждающей форме (обеспечивать свободный переток газа и конкурентные цены). Цель комиссии гарантировать, что «Газпром» устранил ограничения на перепродажу газа своими покупателями среди европейских стран. Комиссия также хочет, чтобы цены на голубое топливо в Центральной и Восточной Европе отражали конкурентные целевые ориентиры.

Теперь «Газпром» должен представить еврочиновникам обязательства. После этого комиссия проведёт их рыночное тестирование, чтобы дать клиентам и другим стейкхолдерам возможность высказать свои комментарии. После чего их тщательно проанализирует. Если чиновники решат, что обязательства приемлемы, ЕК может возложить их на «Газпром» и сделать обязательными для исполнения. В случае несогласия комиссия как раз и может оштрафовать российскую компанию на сумму до 10% от её годовой выручки.

— Несмотря на продолжающиеся переговоры с «Газпромом» по обязательствам комиссия оставляет за собой право выбрать запретительное решение, возможно со штрафом. Комиссия проводит расследование с повышенным вниманием. Однако невозможно предсказать, когда производство по делу будет завершено, — отмечается в письме Вестагер.

Получается, что европейские партнёры «Газпрома» находятся на перепутье и ещё не приняли решение, в какую им сторону двигаться.

Между тем по итогам октябрьской встречи с еврокомиссаром по конкуренции Маргрет Вестагер зампред правления «Газпрома» Александр Медведев комментировал, что «стороны выразили желание найти взаимоприемлемое решение и двигаться вперёд». Источники тогда сообщали, что «Газпром» предложил варианты решений ЕК, отказываясь соглашаться с обвинениями в нарушении антимонопольного законодательства. В газовой монополии не смогли уточнить, направила ли компания какие-либо документы по спору в Еврокомиссию после встречи Александра Медведева с Маргрет Вестагер.

Пикантности делу против «Газпрома» придаёт решение, вынесенное накануне хозяйственным судом Киева, который оштрафовал российскую компанию на $6,8 млрд ($3,4 млрд + штрафы и пени) за злоупотребление положением при транзите газа в Европу через ГТС Украины. Не последуют ли еврочиновники примеру украинцев в принятии решения по спору?

Эксперты, опрошенные Лайфом, сомневаются в том, что Еврокомиссия будет обострять отношения с «Газпромом» уже наступившей зимой. Скорее всего, если какие-либо решения и будут вынесены, то это произойдёт уже весной или летом 2017 года.

— Украинский суд для них мало что значит. На них может влиять Еврокомиссия в целом и США. Но американцы пока выжидают, непонятно, что будет с приходом на пост президента США Дональда Трампа. У Еврокомиссии пока тоже другие дела есть. Они не станут обострять отношения с Россией в преддверии зимы. Наоборот, они разрешили «Газпрому» загрузить дополнительными объёмами «Северный поток», — сказал Лайфу ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

По его словам, яркие заявления европарламентариев связаны с тем, что они работают в публичном пространстве.

— Поэтому от них всегда идут яркие заявления, — добавил Игорь Юшков.

По мнению заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, ЕК склонна не следовать в решении вопроса с «Газпромом» украинскому сценарию.

— ЕК, напротив, склонна урегулировать вопрос без предъявления штрафов. Тем более что претензии комиссии были слабо обоснованы изначально и обе стороны искали возможности для выхода из клинча без финансовых и репутационных потерь, — сказал Лайфу Алексей Гривач.

Автор: Эльдар Ахмадиев

Источник: Life.Ru, 06.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики