Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новость дня: политические аспекты слияния «Транснефти» и «Транснефтепродукта»

Новость дня: политические аспекты слияния «Транснефти» и «Транснефтепродукта»

Президент России Владимир Путин подписал 16 апреля указ "Об открытом акционерном обществе "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Указ означает объединение двух государственных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт»: 100% акций «Транснефтепродукта» должны быть переданы "Транснефти”. Таким образом создается единая государственная трубопроводная компания. В тексте указа говорится, что объединение компаний осуществляется в целях формирования единой системы транспортировки нефти и продуктов ее переработки трубопроводным транспортом, а также защиты экономических интересов РФ.

Президент Путин поручил правительству обеспечить в 5-месячный срок внесение в уставный капитал открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» акций, находящихся в федеральной собственности, в порядке оплаты государством размещаемых этим акционерным обществом дополнительных обыкновенных акций в связи с увеличением его уставного капитала, а также сохранение доли Российской Федерации в уставном капитале этого акционерного общества в размере не менее 75% + 1 акция. «Транснефть» в ближайшее время совместно с Минпромэнерго намеревается выработать план дальнейших действий по объединению с АК «Транснефтепродукт» (ТНП). Хотя «Транснефть» не получила соответствующих официальных документов.

Тема слияния двух госкомпаний не нова. Она поднималась еще в 2004 году компанией «ЛУКОЙОЛ». Но каждый раз подлинной причиной разогрева этого сценария была одна – желание провести серьезные кадровые перестановки в «Транснефти». Не приходится удивляться, что в самой «Транснефти» (а тем более в «Транснефтепродукте») новость встретили без особого энтузиазма. Борьба за «Транснефть» есть отражение драматичного кофнликта российский элит по вопросу основных маршрутов экспорта нефти.

Российский нефтегазовый комплекс допустил серьезную ошибку, длительное время экономя на геологоразведке и инвестициям в greenfields. В итоге мы имеем давно уже известную широкой публике картину - изношенные и близкие к исчерпанию месторождения Западной Сибири, введенные в действие еще в советский период. И потенциальные запасы нефти и газа на Востоке, которые являются скорее богатством виртуальным. Темпы освоения месторождений Восточной Сибири серьезно отстают не только от правительственных программ, но зачастую и от строительства новых трубопроводов. Так что вполне может возникнуть коллизия, когда мы создадим маршруты для экспорта нефти и газа в Юго-Восточную Азию, но наполнять трубы будет нечем. Точнее, есть чем, но нефть и газ придется изымать из экспортных потоков в западном направлении.

По этой причине часть российской политической элиты активно лоббирует строительство трубопровдов в восточную сторону, а другая часть саботирует этот процесс.

Подробно эту тему описывает новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности «Трубопроводные войны и новые маршруты транспортировки углеводородов из РФ», который вышел в свет буквально накануне давно ожидаемого путинского Указа.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики