Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России опасаются хищений газа Украиной

В России опасаются хищений газа Украиной

«Северный поток-2» обойдется в два раза дешевле оплаты украинского транзита

Россия и Украина не смогли договориться о возобновлении поставок газа на Украину. Украина, прекратившая закупку 25 ноября 2015 года, выразила готовность покупать российский газ при условии заключения дополнительного соглашения с «Газпромом». По словам источника «Известий», близкого к переговорам, цена на газ для Украины по контракту с «Газпромом» на 3,5–6% ниже цены на европейских газовых хабах. Источник отмечает, что в I квартале 2017 года эта тенденция сохранится.

Трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и ЕС состоялись 9 декабря в Брюсселе. Российскую сторону представляли министр энергетики Александр Новак и зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, украинскую — министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик и глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, Еврокомиссию — замглавы ЕК Марош Шефчович.

В день переговоров «Нафтогаз» выступил со следующим заявлением: «Не договорились. Как известно, для нас важно подписать дополнительное соглашение, которое устранило бы критические для Украины риски». В компании отметили, что украинская сторона, «как и ранее, гарантирует своевременный транзит 100% российского газа для европейских потребителей».

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что итоги переговоров несут потенциальную угрозу несанкционированного отбора газа украинской стороной.

— Российская сторона считает, что «Нафтогаз» может купить газ по действующему контракту, осуществив предоплату. Украинцы хотят дополнительное соглашение. В то же время без закупок у «Газпрома» в случае холодной зимы Украина не сможет обеспечить свои потребности в газе. Значит, ситуация потенциально опасна для транзита в Европу. В любой момент может начаться несанкционированный отбор газа из объемов, предназначенных для европейцев, — сказал Алексей Гривач.

Хотя в центре внимания на переговорах в Брюсселе стоял вопрос закупки газа, одной из важнейших тем российско-украинских газовых отношений остается вопрос тарифов на транзит российского газа в Европу через территорию Украины, отметил источник «Известий». Украина неоднократно заявляла о своих намерениях повысить тарифы на транзит российского газа на 50–300%. 

По мнению экспертов Фонда национальной энергетической безопасности, с внедрением новой тарифной политики по регуляции цен на транзит газа на Украине стоимость строительства экспортного газопровода «Северный поток-2» из России в Германию, минуя транзитные страны, и дальнейшей его эксплуатации может оказаться на 50% дешевле оплаты украинского транзита. Об этом говорится в ноябрьском отчете ФНЭБ (есть в распоряжении «Известий»). Строительство «Северного потока-2» мощностью 55 млрд кубометров газа в год оценивается в €8–9,9 млрд.

Как отмечают эксперты ФНЭБ, стоимость строительства «Северного потока-2» сопоставима с необходимыми инвестициями в модернизацию и реконструкцию украинской системы, срок эксплуатации которой заканчивается. Согласно подсчетам фонда, значительно изношенная украинская ГТС (газотранспортная система) требует капитального ремонта, который может стоить от $10 до $12 млрд, куда входит ремонт 2–2,5 тыс. км газопроводов и 20 компрессорных станций.

По существующему контракту «Газпром» платит за транзит €28 за тысячу кубометров от российской границы до границы стран ЕС через Украину (по данным за 2015 год). При этом по новому тарифу, который Украина установила в одностороннем порядке с 1 января 2016 года, транспортировка газа обходится России в €42 за тысячу кубометров от российской границы в Словакию. Данная тарифная система увеличивает плату за транзит на 50%. «Мы считаем, что с новой украинской тарифной политикой «Северный поток-2» будет на 50% дешевле, чем использование ГТС Украины», — отмечается в докладе.

В «Нафтогазе» считают, что новая тарифная политика — это следствие попыток Украины интегрироваться в европейскую законодательную систему. «Контракт должен быть приведен в соответствие с европейским законодательством», — считает коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Он отметил, что в соответствии с новыми тарифами «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» $4 млрд в 2017–2019 годах за транзит газа, а также компенсацию за «недополученные» доходы от транзита за 2010–2015 годы в размере $12 млрд. «Это лишь следствие приведения нашего транзитного тарифа к европейским условиям», — пояснил Витренко. Соответственно, до истечения срока контрактов, то есть до 2019 года, «Нафтогаз» требует от «Газпрома» дополнительные $16 млрд.

По словам источника «Известий» в российской делегации, вопрос увеличения контрактного тарифа на услуги по транзиту газа через территорию Украины является одним из предметов арбитражного разбирательства в Стокгольме. Источник отметил, что новый тариф по транспортировке газа в полтора раза превышает действующий тариф по контракту.

По подсчетам ФНЭБ, плата «Газпрома» в 2015 году за поставки через существующий прямой газопровод из России в Германию «Северный поток» составила €22,7 за тысячу кубометров от границы до границы. Соответственно, в прошлом году за транспортировку газа через Балтийское море «Газпром» заплатил на 19% меньше, чем за транзит через Украину, что позволило сэкономить «Газпрому» €207 млн. В докладе отмечается, что полная загрузка мощностей «Северного потока» увеличила бы разрыв еще на €6–7 в пользу использования этого газопровода, в то время как новая тарифная система и требование штрафа увеличивают риски транзита газа через Украину.

Автор: Анна Подлинова

Источник: Известия, 12.12.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики