Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» рассекретил стоимость «Южного потока»

«Газпром» рассекретил стоимость «Южного потока»

Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, анализирует новейшие тенденции в крупнейшем проекте "Газпрома":

- Широко обсуждаемые в СМИ проблемы «антироссийского» проекта газопровода «Набукко» не означают, что конкурирующий с ним проект «Южный поток» автоматически становится более реалистичным. У него есть свои собственные проблемы, которые недавний конфликт с Украиной лишь подчеркнул. Необходимо договариваться либо с Киевом, либо с Анкарой о выделении территории в их зонах в Черном море для строительства подводного участка трубопровода, что теперь крайне осложнено по политическим мотивам.

Следующая проблема – у «Газпрома» в условиях экономического кризиса просто может не хватить достаточного количества ресурсов для одновременной реализации всех его мегапроектов. Тратить деньги на «Южный поток» при нерешенности всех экономических и технических вопросов с разработкой Бованенково и Штокмана – весьма рискованная стратегия. Принципиально важный upstream может быть принесен в жертву идее «обойти Украину любой ценой».

Тем более рискованно делать заявления о том, что «Газпром» способен увеличить пропускную способность «Южного потока». Появляется вопрос о том, где взять дополнительные объемы газа для «Южного потока» увеличенной мощности. Перспективы собственной добычи «Газпромом» газа на территории РФ не внушают особого оптимизма при сохранении нынешних трендов в работе газового концерна. Придется становиться в еще большую зависимость от центральноазиатских поставщиков, что позволит им и дальше накручивать цены на свой газ и на транзит. И при этом еще требовать политических уступок, например, поддержки Узбекистана в его противостоянии с Таджикистаном в борьбе за контроль над стратегическими водными запасами региона. Москва рискует быть втянутой в потенциально весьма жесткое противостояние центральноазиатских государств друг с другом (их членство в одном союзе – ОДКБ реально не гарантирует отсутствие серьезнейших претензий друг к другу).

К тому же Узбекистан, например, вполне может выйти из ОДКБ, как ранее вышел из ЕврАзЭс. И нет гарантий, что обещанные Дмитрию Медведеву эксклюзивные поставки всего экспортного узбекского газа только в Россию не будут объявлены «в связи с изменившейся ситуацией» всего лишь «декларацией». Напомним, в прошлом подобный прием в торге с Москвой уже использовал Туркменистан.

Существует еще одна причина, позволяющая сомневаться в реализации «расширенной версии» «Южного потока». Контракт «Газпрома» с «Нафтогазом» по соглашениям Путина-Тимошенко предполагает гарантированный транзит через Украину 110 млрд кубометров газа в год. С высокой степенью вероятности газа на все направления транзита не хватит. Возможно, это свидетельствует о наличии у российского руководства и у «Газпрома» плана в перспективе все-таки разорвать под каким-нибудь благовидным предлогом нынешний транзитный договор с Украиной. Или же «Южный поток» в расширенном варианте не будет в итоге построен.

Источник: Kommentarii.ru, 10.02.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики