Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: «Цена нефти поднимется до $65 за баррель»

К. Симонов: «Цена нефти поднимется до $65 за баррель»

Мировой рынок нефти в ожидании имплементации соглашения между ОПЕК и 11 странами вне картеля: накануне нефть поднялась в цене на 5% на новостях о намерении России, Азербайджана, Казахстана, Мексики, Омана, Бахрейна, Брунея, Малайзии, Экваториальной Гвинеи, Судана и Южного Судана суммарно сократить нефтедобычу на 588 тыс баррелей в сутки в дополнение к тем 1,164 млн баррелей в сутки, на которые производство нефти уменьшат страны ОПЕК. "Вестник Кавказа" побеседовал с первым проректором по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при правительстве РФ, генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым о значении соглашений с ОПЕК для России.

- По вашей оценке, насколько чувствительным для российской нефтяной промышленности является сокращение нефтедобычи на 300 тыс. баррелей в сутки?

- Сокращение, конечно, чувствительное, потому что 300 тыс баррелей в сутки – это 15 млн т нефти в год. К этой потере нужно добавить еще 8-10 млн т добычи в год, на которые мы могли бы вырасти, ведь Россия запустила ряд новых проектов, таких как нефтегазоконденсатное месторождение имени В. Филановского. То есть мы убираем 25 млн т с рынка. Конечно, вопрос в том, по какой цене они были бы проданы, если бы не было этого соглашения, ведь эффект уже есть: накануне утром цена барреля нефти марки Brentбыла около $57, что уже позволяет нам зарабатывать деньги каждый день. Тем не менее, пока неясно, насколько долгим будет рост цен. Мы играем в рискованную игру, посмотрим, насколько она окажется правильной и долгосрочной.

В этом плане, моя точка зрения заключается в том, что в первый квартал России желательно не вводить никаких ограничений на добычу нефти. Январь-февраль надо переждать, а потом начнется сезонный ремонт скважин и добыча сама будет падать. Необходимо посмотреть, как страны ОПЕК будут соблюдать это решение, потому что, к примеру, доверия к Саудовской Аравии у меня нет. Эр-Рияд неоднократно обманывал своих партнеров, в том числе и нас, достаточно вспомнить срыв переговоров в Дохе. То, что сейчас на словесных интервенциях цена на нефть растет, это очень хорошо, мы на этом зарабатываем, но дальше нужно быть очень аккуратным в решениях, которые могут иметь негативные для нас последствия.

- Как, на ваш взгляд, будет реализовано сокращение производства нефти в России?

- Здесь есть два пути. Путь первый – простой: равномерное сокращение добычи. 300 тыс. баррелей в сутки – это 7,5 млн тонн за полгода. По завершении года смотрим, сколько это в процентах от общей добычи, а доля составит, по предварительным оценкам, 2,5-2,7%, что довольно много, и раздаем компаниям установки сократить добычу на 2,5% от уровня 2016 года. Скорее всего, это будет реализовано через встречу с президентом Владимиром Путиным. Конечно, в такой ситуации будут недовольные, ведь у одних добыча растет, в то время как у других – падает, и тут возникает вопрос, правильно ли делить сокращение так равномерно. У "Газпромнефти" за три квартала рост добычи был 7,5%, у "Башнефти" 8,6%, а у "Русснефти" было падение на 8,4%. Для "Русснефти" выполнить сделку с ОПЕК легко, эти 2,5% снижения она и так выполняет, но что делать "Газпромнефти" с ее ростом?

Второй вариант исходит из страновой логики. Необходимо создать центр странового мониторинга, который бы определял, что от компаний, которые и так падают, лишнее падание передавать растущим компаниям. Это не так просто, в России такого еще не было. Проблема здесь и в том, что компании могут начать конфликтовать друг с другом, ведь по этому варианту получается, что одни компании должны помогать другим. Тут уже многое зависит от Минэнерго, которое должно решить, как реализовывать механизм сокращения производства нефти.

- Насколько суммарное сокращение нефтедобычи в 1,8 млн баррелей в сутки позволит сбалансировать спрос и предложение на мировом рынке?

- Сейчас это сложно определить. Главная проблема, на мой взгляд, сделки с ОПЕК в том, что мы исходим из чужого анализа рынка: 2 млн баррелей в сутки, которые нужно сократить, взяты из докладов международного энергетического агентства, которые никто не перепроверял. Мы не знаем, правда это или нет, так что будущее остается неопределенным. Вспомните провал саммита в Дохе – цены должны были упасть, ведь профицит нефти сохранился, но они выросли. Тогда решили, что дело в забастовке в Кувейте, но забастовка через три дня кончилась, а цены вновь пошли в рост. После завершения пожаров в Канаде цены тоже росли. То есть объяснение цены на нефть через баланс спроса и предложения уже не работает: цена формируется не только этим, но и множеством других факторов. Подлинного понимания ценообразования на рынке сейчас нет. Лично я считаю, что влияние монетарного фактора намного важнее: имеется в виду и количество денег, которые крутятся на рынке фьючерсов, и курс доллара США. Но на эти вещи мы повлиять не можем, так что надо понимать, что сокращение производства нефти должно привести к стабилизации, но очень аккуратно оценивать его возможности.

- В таком случае, каков предел роста цен на нефть на этом соглашении с ОПЕК?

- Я считают, что ждать цены выше $65 за баррель пока не стоит. Тут очень много бомб: будет ли собственно исполнено соглашение, не произойдет ли конфликта между странами, подписавшими документы.

- Возможно ли продление соглашения по сокращению нефтедобычи через полгода и в каком случае оно может быть продлено?

- Продлено оно может быть только в том случае, если будет выполняться в эти полгода. Это очень непросто: есть проблемы между саудитами, иранцами и Ираком, а ведь все эти страны должны выполнять соглашение. ОПЕК уже много лет не выполняет взятых на себя обязательств, и нам тревожно за судьбу данной картельной сделки. Это правильные шаги в попытке повлиять на рынок, но пока рано говорить о том, что мы победили низкие цены.

- Может ли выросшая на этом сокращении нефтедобычи цена на нефть реанимировать американские сланцевые проекты?

- На фоне роста цен однозначно будет рост добычи в США. Напомню, при президенте Бараке Обаме добыча нефти в США выросла в 1,8 раз, им удалось обогнать по добыче Россию. Специфика Америки в том, что она очень гибкая: цены упали – буровые убрали, цены выросли – буровые запустили. В том и сила экономики США, что она быстро реагирует на все изменения: бывает, что в один месяц создается 300 тыс рабочих мест, а в другой их число сокращается на те же 300 тыс. Так что на рост нефтяных цен Штаты прореагируют гораздо быстрее, чем мы думаем. Если цена будет $60 за баррель, уже завтра там начнется рост добычи.

Источник: Вестник Кавказа, 13.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики