Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Платить долги «Газпрому» нечем не только «Нафтогазу», но и самой Украине

Платить долги «Газпрому» нечем не только «Нафтогазу», но и самой Украине

Начавшиеся осенью слушания по взаимныи искам «Нафтогаза» и «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже могут стать для украинской компании последними в её истории. Ведь несмотря на еженедельные заявления главы «Нафтогаза» Андрея Коболева о его «высокой эффективности», платить по иску российских партнёров Киеву попросту нечем. А требует «Газпром», ни много ни мало, аж $38,7 млрд.

— В случае проигрыша по первому иску, если «Газпрому» удастся доказать, что по положению «бери или плати» НАК «Нафтогаз» должна компенсировать сумму, выплата $38 млрд будет неподъёмной для компании, — пожаловался том-менеджер с Украины.

Это огромная сумма, даже в лучшие времена «Нафтогаза» таких денег у компании не было, соглашается с Коболевым сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

— С 2008/09 годов «Нафтогаз» в минусе и постоянно нуждается в значительных дотациях из бюджета. Дело в том, что убыточность была заложена в саму модель его работы, с 2006 года власть удерживала тарифы для населения на значительно низком уровне и подняла их только в 2015 году, фактически сняв с себя социальные обязательства по их субсидированию и сравняв с ценой закупки импортного газа, — поясняет собеседник. —Были, конечно, и другие причины. Но, по большому счёту, это вообще некоммерческая компания — весь её бизнес зависит от тарифов.

При этом у самой Украины, несмотря на «Нафтогаз», такие деньги имеются — миллиарды тратятся на военных, на правоохранительные структуры. Не скупится государство и на работу топ-менеджеров самой госкомпании: только на наблюдательный совет, состоящий из пяти человек, в год уходит порядка $16,5 млн, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Впрочем, в теории государственная компания, какой «Нафтогаз» и является, всегда может привлечь деньги через самый примитивный способ — приватизацию. Но едва ли этот вариант для них подходит: ни количество, ни тем более стоимость его активов не способны покрыть даже половину иска, считают эксперты.

Ещё в 2012 году «Нафтогаз» оценивал стоимость своей газотранспортной системы (владеет ею через оператора ГТС «Укртрансгаз») в $30 млрд, напоминает Марунич, но сразу оговаривается: во-первых, оценка была сделана до девальвации гривны, а во-вторых, она едва ли учитывала, что стоимость ГТС складывается не столько из цены зарытого в землю «железа», сколько от её рентабельности и объёмов транзита.

— А это, как вам известно, величины переменные, — замечает украинский эксперт.

Несколько лет назад ГТС уже пытались выставить на торги, трубили даже о большом к ней интересе со стороны американских инвесторов, напоминает Митрахович из ФНЭБа, но низкая рентабельность и вероятность прекращения транзита из России едва ли их привлекают.

— Торги за остальные государственные активы, выставлявшиеся на аукционы — к примеру, Одесский припортовый завод, производящий аммиак — срывались по нескольку раз, — замечает Митрахович.

В принципе, Украина давно привыкла брать безвозмездно и в кредит деньги у европейских структур, но столь огромную сумму ей едва ли получится занять, сомневаются собеседники.

Крайний вариант, знакомый читателю по истории с исками бывших акционеров нефтекомпании ЮКОС — арест активов страны за её пределами, — тоже едва ли возможен: для этого необходима поддержка России западными странами, а пока это почти невозможно, разводит руками Митрахович. На Украине предпочитают не думать о том, где взять деньги для «Газпрома».

— Естественно, мы надеемся, что решения будут в пользу Украины, иначе мы бы не были в Стокгольме, — говорил вчера Коболев. — В целом мы аккуратно оптимистичны. Мы считаем, что мы заняли весьма эффективную позицию, мы считаем, что статистика в нашу пользу.

Иск «Нафтогаза» к «Газпрому» достигает $28,3 млрд. В начале декабря сам менеджер оценивал вероятность победы в спорах с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже в 60%. Впрочем, опрошенные Лайфом эксперты более склонны оценивать вероятность выигрыша «Нафтогаза» ниже 50%.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 14.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики