Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неподъемная сумма: «План Б» Украины по выплате долга — чистой воды мошенничество

Неподъемная сумма: «План Б» Украины по выплате долга — чистой воды мошенничество

Украинская компания «Нафтогаз» в случае проигрыша в арбитражном суде Стокгольма будет обязана выплатить российскому «Газпрому» 38 млрд долларов. По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, сумма является для компании неподъемной, но существует некий «план Б».  

Неподъемная сумма для "Нафтогаза"

При этом содержание «плана Б» Коболев раскрывать не стал, но отметил, что в компании оценивают перспективы продажи национальной газотранспортной системы. Стоимость ГТС он оценил в 30 млрд долларов.

Что может представлять собой запасной вариант Киева по выплате долга, «Экономике сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:

«Что же может предложить Украина вместо 38 млрд долларов долга в «плане Б» сказать сложно. Даже если их выдуманные претензии в 6,6 млрд засчитают в суде Стокгольма, то останется еще 32-33 млрд, такую сумму им все равно не потянуть. Оценка Коболевым ГТС очень оптимистичная, учитывая тот факт, что реально она никому не нужна. «Газпром» ее ни в коем случае не рассматривает как актив.

Киев же во многом живет реалиями 2009 года. Тогда еще можно было договориться о некоем консорциуме или продаже государственной системы Украины «Газпрому». Причем размышляя о продаже ГТС, они еще держат в уме решение Стокгольмского арбитража в свою пользу. Если суд снизит сумму претензий российской компании, то у них все сходится.

От ГТС же они хотят попросту избавиться, ее срочно нужно ремонтировать, для чего нужны деньги. Таким образом «Нафтогаз» хочет разом снять с себя обязанности по обслуживанию сети, и отдать долги. Но «Газпрому» ГТС не нужна – он уже вложил деньги в строительство «Северного потока», и в расширение газотранспортной системе к Анапе, чтобы построить «Турецкий поток».

"План Б" Украины по выплате долга  

В России совершенно не рассматривают вариант сохранения транзита через Украину. Если «план Б» заключается в том, чтобы за счет хитрости продать трубу «Газпрому» – он не пройдет. Украина тогда может подать в суд просто на «Газпром», что тот якобы не забирает трубу в счет долга. В целом «план Б» заключается в том, чтобы остаться кому-то нужным, насильно вынудить пользоваться транзитной трубой.

Главная хитрость в том, что хотя в собственность они ГТС отдадут, но оператором назначат некую структуру, которая не владеет ей, для чего они приняли соответствующий закон в прошлом году. Какие-то подобные откровенно мошеннические схемы в Киеве могут продумывать.

В приобретении ГТС кто-то когда-то мог быть заинтересован, если бы оставались гарантии ее загрузки на долгосрочную перспективу. Если же загрузка будет рассчитана меньше, чем на 10 лет, то смысла модернизировать ее нет. А без гарантий возврата инвестиций никто деньги давать не хочет. Для Украины  такой расклад - это конец истории как транзитной державы.

На мой взгляд, реально труба не стоит ничего. Если кто-то вложится в ее модернизацию, по разным оценкам нужно от 7 до 10 млрд долларов, то столько она и будет после этого стоить. Иначе газотранспортная система просто развалится и не будет работать. Вполне возможно, что Украина отдала бы ее кому-то за один доллар в обмен на гарантии модернизации». 

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 14.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики