Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российское топливо для шведской АЭС растопило лед европейских санкций

Российское топливо для шведской АЭС растопило лед европейских санкций

Топливная компания ТВЭЛ (структура госкорпорации «Росатом») заключила коммерческий контракт на поставку ядерного топлива для шведской АЭС «Рингхальс». Об этом заявил владеющий станцией шведский энергетический концерн Vattenfall.

Со Швецией можно договориться

Речь идет о российском топливе «ТВС-Квадрат», которое создано специально с целью выхода «Росатома» на рынок ядерного топлива для реакторов типа PWR, работающих на АЭС зарубежных проектов. Заключив контракт с российской компанией, шведы показали, что вполне способны закрыть глаза на политические разногласия и экономические санкции, если это отвечает их интересам.

«На самом деле, отношения между странами по вопросам экономики и внешней политики всегда складываются многопланово. То, что мы по некоторым вопросам со Швецией конфликтуем, а по другим сотрудничаем – это нормально, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Например, если говорить о строительстве газопровода «Северный поток-2», то Швеция – известный оппонент этого проекта. Хотя по первому «Северному потоку» она все-таки дала разрешение на прокладку труб в ее исключительной экономической зоне в Балтийском море. Я думаю, что и по второму тоже договоримся. Это те вещи, которые можно доработать. Как показал опыт «Северного потока-1», со Швецией договориться можно».  По словам эксперта, Швеция является страной, активно занимающейся атомной энергией, поэтому взаимодействие с РФ по этому вопросу для нее крайне актуально.

Подписание контракта на поставки российского ядерного топлива для АЭС «Рингхальс» говорит о том, что при необходимости шведская сторона может закрыть глаза на санкционный режим и другие ограничения. «Здесь уже доминирует рыночный подход: смотрят на качество топлива, на стоимость и надежность поставок. Страны стараются достигать для себя каких-то максимально хороших результатов там, где это не связано с политическими и стратегическими вопросами. Как в данном случае», – пояснил директор информационных проектов ПИР-Центра Андрей Баклицкий.

Шведский успех российского топлива

По мнению эксперта, для «Росатома» контракт на поставку отечественного топлива на европейский рынок – очень значительный шаг. «Уже в течение длительного времени мы наблюдаем серьезный перелом на мировом рынке атомной энергетики. До недавнего времени правилом было то, что страна, которая строит АЭС, в обязательном порядке являлась поставщиком топлива на протяжении всего периода действия атомной станции. И это было нормой – все так и делали.

В последние годы началось взаимопроникновение компаний на рынке атомной энергии. В частности, американское «Вестингауз» начало пытаться работать с украинскими электростанциями – поставлять для них топливо. В свою очередь Россия начала пробовать поставлять топливо Швеции. Раньше это не делалось потому, что конструктивные особенности каждой АЭС требуют, чтобы там было максимально подходящее топливо во избежание аварий.

Второй вопрос – ноу-хау. Страна, которая строит АЭС, никому свои технологии передавать не планирует. Чтобы понять, как сделать топливо, придется идти к этому путем проб и ошибок. Во многом те проблемы, которые происходили на АЭС Украины с топливом «Вестингауз», были связаны именно с этими ошибками.

Для России выход на западный рынок топлива очень важен. Нам будет что показывать. Чем подтверждать, что наше топливо – не просто теоретические разработки, а реальный продукт, который успешно используется в Европе. Пример тому – Швеция», – резюмирует Андрей Баклицкий. 

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 14.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики