Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва за нефтяные квоты: «право выбора» осталось за Кремлем

Битва за нефтяные квоты: «право выбора» осталось за Кремлем

Президент компании «Газпром нефть» Александр Дюков рассчитывает договориться с другими нефтедобывающими компаниями России для того, чтобы сократить свою добычу нефти меньше того пропорционального уровня, который диктует соглашение России с картелем ОПЕК.

Впрочем, Дюков также отметил, что если договориться не получится, то компания «Газпром нефть» подчинится условиям этого соглашения.

России предстоит сократить свою добычу нефти

Отметим, что согласно договоренностям с ОПЕК Россия должна снизить суточную добычу нефти в I квартале 2017 года на 200 тысяч баррелей в сутки, а во II квартале – на 300 тысяч баррелей, причем расчет сокращения будет вестись относительно октября этого года, когда общий добычи нефти в России составил рекордный показатель в 11,2 млн баррелей в сутки.

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что вопрос по поводу персональных квот для российских компаний пока не решен и все нефтедобывающие структуры в России будут в настоящее время пытаться получить для себя какие-то преференции.

Сокращение добычи нефти противоречат интересам российских компаний

При этом, надо понимать, что аргументация у нефтепроизводителей в этом вопросе будет очень серьезной, поскольку в России, на самом деле, никто не планировал снижать общий объем добычи нефти, причем, было даже очевидное стремление его не только поддерживать, но и постепенно повышать.

В настоящее время ведущие российские нефтедобывающие компании ведут активные работы над многими перспективными проектами и здесь можно вспомнить, хотя бы амбициозные проекты компании «Лукойл» в акватории Каспийского моря.

Поэтому эта битва за нефтяные квоты предстоит очень жесткой, причем Минэнерго будет тяжело принять решение по этому сложному и важному вопросу.

Непонятно, кто будет руководить сокращением добычи в России

«Весь вопрос здесь заключается в том, а в каком формате будет в итоге исполняться это принятое Россией решение – будет ли этим руководить Министерство энергетики со своим штабом по сокращению добычи или этот вопрос будет полностью вестись администрацией президента России», - констатирует Митрахович.

По словам Митраховича, это главный вопрос, на который необходимо будет получить ответ – ведь вопрос регулирования этих событий, является основным во всей этой истории.

«Что касается конкретно компании «Газпром нефть», то неудивительно, что она ставит такие вопросы. Это один из крупнейших производителей нефти в нашей стране. На первом месте, как известно, идет «Роснефть», на втором – «Лукойл», а на третьем – «Роснефть» и Сургутнефтегаз», а затем уже «Татнефть» и прочая мелочь. Соответственно, это нормально, что эта конкретная компания хочет получить для себя определенные преференции, хотя бы потому, что она реализует сейчас ряд очень сложных и стратегических важных проектов в российской нефтедобывающей сфере», - резюмирует Митрахович.

В частности, как замечает Митрахович, это платформа «Приразломная», которая сейчас разрабатывается в Арктике.

Понятно, что этот проект в силу своей специфики и географических особенностей является очень дорогим и, как следствие, требует дополнительных финансовых ресурсов.

Борьба компаний предстоит очень жесткой

«Другой вопрос, что все остальные нефтедобывающие компании также будут утверждать, что они находятся в сложной ситуации, поэтому на плечи президентской комиссии по ТЭК ложится задача по примирению всех этих структур», - заключает Митрахович.

При этом, в любом случае, как считает Митрахович, мы будет наблюдать эту подковерную борьбу в течение самых ближайших месяцев.

«Компании тут будут ссылаться на разные ситуации – у некоторых месторождения более новые, у некоторых – более старые, кто-то уже получил льготы, а кому-то их пообещали. Так что, необходима серьезная стратегия, чтобы урегулировать эти вопросы и найти оптимальный для России путь решения проблемы», - констатирует Митрахович.

В этот процесс могут вмешаться объективные обстоятельства

Впрочем, в начале 2017 года все эти противоречия сможет сгладить тот фактор, что в этот период у нас идет традиционное падение добычи нефти. 

«Причина тут вполне естественная и заключается в том, что в России в это время идет ремонт скважин, но дальше, с началом весны, нам придется договариваться о реальном снижении добычи и о тех квотах, что каждая нефтедобывающая компания Россия на себя берет. Так что, у нас есть еще два месяца, чтобы обговорить эти вопросы путем процесса переговоров между компаниями», - резюмирует Митрахович.

Примечательно, что в России мы этот процесс сокращения добычи нефти можем проконтролировать, а вот что касается стран-членов ОПЕК и других подписантов этого соглашения, то здесь возникает очень много вопросов, учитывая историческую практику в таких делах.

«Контролировать подобное сокращение – очень сложно. Данные международного аналитического агентства не совпадают с данными картеля ОПЕК, а те уже входят в противоречие с данными нефтедобывающих государств, поэтому нам предстоит услышать очень много споров», - заключает Митрахович.

Поэтому, как считает Митрахович, нет никакой гарантии, что эта сделка не разрушится из-за того, что некоторые страны не начнут мухлевать, особенно те, которые находятся в сложном экономическом положении – типа Нигерии или той же Венесуэлы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики