Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > OPALьный «Газпром»: Польша спорит с Еврокомиссией из-за российских денег

OPALьный «Газпром»: Польша спорит с Еврокомиссией из-за российских денег

Представители страны оспорили решение Еврокомиссии об увеличении квоты «Газпрома» в газопроводе OPAL. В Варшаве свои действия объясняют беспокойством за энергетическую безопасность Европы. Однако опрошенные Лайфом эксперты видят в этом гораздо более меркантильные мотивы.

Представители Польши обратились в Европейский суд с требованием заблокировать решение Еврокомиссии об увеличении квоты «Газпрома» в газопроводе OPAL, который соединяет «Северный поток» с германскими и чешскими газовыми системами.

В конце октября ЕК одобрила исключение 50% мощностей газопровода OPAL (общая мощность — 36 млрд куб. м.) из Третьего энергопакета, что дало возможность «Газпрому» увеличить свою квоту в рамках этого проекта на 40%. Ранее «Газпром» имел право заполнять лишь половину мощностей газопровода. 

Эксперты, опрошенные Лайфом, полагают, что Польша преследует исключительно меркантильные интересы, затевая судебную тяжбу, а также отмечают, что у неё мало шансов оспорить решение ЕК в суде.

— Мотивы польской стороны крайне просты. Варшава переживает за газопровод Ямал — Европа — ещё одну транзитную линию, которая идёт в Европу из России через территорию Белоруссии и Польши. Сейчас она загружена по максимуму. Польша, естественно, получает определённый доход с транзита российского газа. В случае увеличения поставок российского газа по газопроводу OPAL (он идёт как ответвление от газопровода «Северный поток» и обходит Польшу, страна рискует оказаться в ситуации, когда объём поставок газа через Ямал — Европа несколько сократится). Это основная, вполне меркантильная причина беспокойства польской стороны, — сказал Лайфу директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

По его словам, вопрос судебного иска связан вовсе не с безопасностью потребителей в Восточной Европе, а с тем, что польская сторона «может недополучить денег с транзита в перспективе». Комментируя шансы Польши выиграть это дело, эксперт отметил, что история с газопроводом OPAL долго продолжалась в суде между Еврокомиссией и «Газпромом».

— В этом году сложилась не тёплая, а традиционная зима, не думаю, что Еврокомиссия пойдёт на какие-то уступки в отношении Польши. Существенных, объективных мотивов для этого нет, шансы Польши в суде невелики, — оценил Алексей Громов.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач тоже полагает, что «шансов у поляков у суде немного».

— Реальных аргументов, что именно — какое законодательство, какие процедуры — нарушила Еврокомиссия, в этом случае не знают даже сами поляки, — рассуждает эксперт.

По его словам, «у поляков своё представление об энергетической безопасности Европы: увеличение поставок российского газа в Европу они считают угрозой, а если будет дефицит, то будут считать, что это в интересах рынка. Политика превалирует над здравым смыслом и даже над осознанием юридической чистоты этих вопросов».

Польское обращение в суд — чистая политика. Польша пока не выиграла ни одного процесса. Хотя она много судилась по поводу строительства «Северного потока». Ни один суд не поддержал ранее польских аргументов, — добавил Алексей Гривач.

Газопровод OPAL даёт выход на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины, говорят представители Польши. «Ситуация угрожает безопасности европейских потребителей газа, в частности, в Восточной Европе», — цитирует Reuters представителя польского МИД Йоанна Вайда со ссылкой на PPA.

Его аргумент заключается в том, что за счёт увеличения поставок «Газпрома» европейские потребители «становятся зависимы от одного поставщика, от России».

Ранее решение ЕК по проекту OPAL в Европейском суде оспорила польская государственная газовая компания PGNiG. Решение по газопроводу OPAL, а также намерение «Газпрома» строить «Северный поток — 2» вызывают опасения у консервативной части польского правительства, как любые договоренности её соседей — России и Германии, отмечает агентство.

Автор: Эльдар Ахмадиев

Источник: Life.Ru, 19.12.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики