Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск хочет быть регионом России: на что еще готов Лукашенко ради дешевого газа?

Минск хочет быть регионом России: на что еще готов Лукашенко ради дешевого газа?

Внутренние долги белорусских предприятий за газ соотносятся с общей задолженностью Минска перед Россией и составляют около 300 млн долларов. На фоне столь серьезной задолженности Белоруссия не оставляет попыток договориться с «Газпромом» о дополнительном снижении цен за российский газ. 

Цена российского газа для Минска

Премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков отмечает, что страна хочет получать российский газ по тем же ценам, что и регионы России, граничащие с Белоруссией. По его словам, если Россия не может поднять у себя цены до уровня белорусских, то нужно снизить белорусские цены до российских.

«Надо решать вопрос ступенчато. Во-первых, надо разобраться с долгом - Минск должен закрыть долговые обязательства перед «Газпромом», и только потом обсуждать цену и возможности равнодоходности рынка. Такие тенденции в принципе намечаются, но эта история не сегодняшнего дня.

Хоть мы и говорим о возможной проекции союзного государства на энергетические рынки, но такие вещи мы начнем обсуждать плотнее и применять на практике только после 2020 года. Все разговоры тормозятся сегодня из-за долгов по предыдущим поставкам. Этот момент мешает выстраивать дальнейшие стратегические линии по энергетической кооперации Москвы и Минска», - объясняет «Экономике сегодня» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

По словам эксперта, мы уже неоднократно слышали обещания Минска погасить задолженность. «Видимо, Белоруссия хочет увязать погашение долга с преференциями по газовым ценам. Пока этот переговорный процесс ведется, просто не столь активно. Я думаю, что до конца декабря еще будет раунд-другой переговоров и, возможно, мы услышим детали, способные прояснить ситуацию», - продолжает наш собеседник.

Белоруссии надо искать взаимовыгодные решения

Кобяков же считает, что нынешняя цена на газ для Белоруссии напрямую сказывается на конкурентоспособности товаров, производимых в стране, что усиливает давление на экономическую ситуацию.

«Конъюнктурно газ для Минска и сейчас более дешев, чем для европейского потребителя в целом. Белоруссия получает один из самых дешевых энергоносителей на постсоветском пространстве в сравнении с другими странам. Ценник остается даже не приемлемым, а комфортным. Говорить здесь, что мы своей ценой на энергоносители наносим урон экономики Белоруссии или сдерживаем ее, не совсем верно.

Понятно, что чем дешевле, тем лучше, но с другой стороны мы должны выстраивать партнерские отношения и находить взаимные пути, искать кооперации. «Газпром» тоже не может позволить себе терять прибыли. Хоть «Газпром» и является государственной компанией, тем не менее половина его пакета остаётся в руках частных акционеров», - резюмирует Пасечник.

Заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев считает, что если белорусская сторона хочет равенства, то пусть оно будет во всем, начиная от предоставления своего экономического потенциала для бизнесменов из России. Согласно документу о вхождении  Белоруссии в ЕАЭС, равные цены на энергоносители предусмотрены с 2025 года, но, как считает эксперт, Лукашенко хочет ускорить этот процесс в силу критического состояния экономики страны.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики