Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Работа пошла

Работа пошла

Аналитик Александр Пасечник — о том, что позволило активизировать усилия по реализации проекта «Турецкий поток»

«Газпром» активизировал работы по проекту «Турецкий поток» после его недавнего утверждения Анкарой. 2 декабря парламент Турции ратифицировал соглашение с Россией по строительству газопровода, а уже через три дня соответствующий закон подписал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 16 декабря законопроект о ратификации соглашения между Россией и Турцией по «Турецкому потоку» одобрило и правительство России.

Известно, что та часть газовой магистрали на территории Турции, которая предназначена для турецкого рынка, будет строиться турецкой госкомпанией Botas, а наземная инфраструктура для транзита газа в Европу (до границы с Грецией) ―— совместным российско-турецким предприятием.

Зафиксирован прорыв и по морскому участку трубы. 8 декабря в Амстердаме дочернее предприятие «Газпрома» South Stream Transport B.V. подписало контракт со швейцарской компанией Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.

Согласно контракту, Allseas должна уложить по морскому дну более 900 км трубы, для чего подрядчик планирует задействовать новое спецсудно Pioneering Spirit. Allseas приступит к укладке первой нитки во втором полугодии 2017 года.

Предварительные параметры проекта «Турецкий поток» —― это две ветки мощностью более 16 млрд кубометров каждая, причем одна нить — исключительно под нужды Турции, вторая — транзитная, до греческой границы. Газ по первой ветке планируется пустить до конца 2019 года, по второй срок будет зависеть от европейцев, готовы ли они синхронизировать стройки, чтобы соединить подводы на хабе с локацией на турецко-греческой границе.

В этом контексте важна реакция ключевых европейских потребителей. В начале декабря Италия объявила, что заинтересована в переносе пункта сдачи российского газа на юг страны в связи с планами России по строительству «Турецкого потока». Как пояснил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, на встрече с главой итальянской Eni Клаудио Дескальци в начале декабря обсуждался газопровод Poseidon, который может быть проложен от границы Греции и Турции до юга Италии — как продолжение второй нитки газопровода «Турецкий поток». Первая, как известно, предназначена для покрытия нужд Турции. «Итальянские партнеры подтверждают интерес к сотрудничеству с «Газпромом», а именно по поставкам газа через Черное море по новым транспортным коридорам», — подчеркнул руководитель российского концерна.

Таким образом, можно констатировать, что в принципе Рим продемонстрировал свои трезвые предпочтения в энергополитике. «Турецкий поток» для Eni — перспективная стройка. Постепенно к такому выводу придет и Еврокомиссия ―— политические доводы в поддержку транзитной системы Украины в конечном счете уступят коммерческим соображениям и здравому смыслу. Тем более что теперь, с приходом Дональда Трампа в Овальный кабинет, Вашингтон скорее всего снизит генерацию методик для Брюсселя, цель которых —―торможение и развал российских энерготранспортных проектов в Старом Свете.

В целом визирование Анкарой разрешительной документация по «Турецкому потоку» логично связать как с растущим там спросом на газ, так и с успехами «Газпрома» на севере —― по «Северному потоку-2»: официально российский концерн не меняет планов запуска проекта и ведет по нему динамичную работу. Дальнейшие же проволочки с утверждением российской стройки грозили Анкаре как минимум новым усечением параметров Трансчерноморской магистрали ―— к примеру, транзитная ветка «Турецкого потока» вполне могла «переехать» на Балтику, как это уже произошло с двумя линиями. Как известно, «Турецкий поток» — преемник «Южного потока», закрытого из-за итоговой контрпозиции Болгарии по отношению к «Газпрому». Проект «Южный поток» предполагал реализацию сразу четырех веток мощностью по 16,25 млрд кубометров в год каждая.

Новость о принятом Анкарой законе по «Турецкому потоку» вызвала бурную реакцию на Украине: теперь «Нафтогаз» заявил, что не видит смысла модернизировать свою газотранспортную систему (ГТСУ). Пока это касается компрессорных систем для прокачки газа в Турцию. Однако в Брюсселе это заявление расценили как сигнал к тому, что Киев уже не стремится поддерживать ГТСУ в целом. Выходит, что Украина понимает: при планируемом запуске в 2019 году российских обходов ―— «Северного потока-2» и «Турецкого потока» — стратегические инвестиции в ее газотранспортную инфраструктуру не имеют смысла. Релиз «Нафтогаза» может убедить Брюссель в том, что дни транзитного статуса Украины сочтены и что российские магистральные обходы Незалежной по доставке газа в ЕС — неизбежный сценарий.

Еврокомиссии уже тревожно: газовые переговоры в формате РФ — Украина — ЕС, состоявшиеся 9 декабря в Брюсселе, не принесли должного результата. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев уведомил по итогам встречи, что главного достичь не удалось —― дополнительное соглашение к контракту между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» на трехсторонних переговорах с участием Еврокомиссии так и не было подписано.

Тем не менее свою посредническую миссию ЕК может считать выполненной. Теперь уже нет нужды снова собирать «треугольник» — в принципе поле для возобновления прямых контактов «Газпрома» с «Нафтогазом» подготовлено. Все упирается в предоплатный транш Киева, который до сих пор не предъявил четких финансовых гарантий от ЕС.

Более того, украинская сторона, похоже, выбирает сценарий саботажа — с усилением морозов от «Нафтогаза» слышны только заявления о якобы заинтересованности Москвы в газовом кризисе. А это не что иное, как подготовка Киевом почвы для воровства транзитного топлива.

Успокаивает одно, что через пару сезонов подобные переговорные раунды будут уже не нужны — до конца 2019 года «Газпром» намерен организовать поставки в Европу углеводородного сырья исключительно по маршрутам в обход Украины.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 20.12.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики