Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Турция может столкнуться с ужесточением позиции РФ по цене на газ

К. Симонов: Турция может столкнуться с ужесточением позиции РФ по цене на газ

Турецкие власти национализировали доли «Газпрома» в Akfel Holding

Турция лишила «Газпром» его крупнейшего трейдера в стране, национализировав в начале декабря Akfel Holding. Об этом пишет газета «Коммерсант». Доли «Газпрома» в холдинге были отданы в собственность государства на почве подозрений в связях с организацией Фетхуллаха Гюлена (признана в Турции террористической).

О том, что власти Турции взяли под контроль и сменили совет директоров Akfel Holding, стало известно 6 декабря, но тогда статус российских инвестиций был неясен. Предметных пояснений «Газпрому» турецкая сторона не дала. Своим экспертным мнением о том, к чему могут привести действия Турции, и как это может отразиться на проектном взаимодействии между странами, поделился с Накануне.RU генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— История достаточно неприятная. Однако не думаю, что этот шаг приведет к какому-то «суперкризису» в наших отношениях и развалит все совместные проекты, в том числе и «Турецкий поток».

Если мы вспомним, этот проект и начинался в условиях коммерческих споров с Турцией. Тогда, правда, речь шла не о собственности, а о стоимости газа. «Газпром» на данном этапе ведет коммерческий спор относительно цены поставок, и он будет продолжен и дальше.

Мы понимаем, что Турция достаточно жестко поступила с «Газпромом», хотя у корпорации там не самая крупная доля. Но все-таки это актив «Газпрома», он защищен межправсоглашением. В этом плане предстоит выяснять детали.

«Турецкий поток» — это крупный проект, уже выбран подрядчик по первой ветке, и он будет реализован, несмотря на все шероховатости. Прежде всего, потому, что «Турецкий поток» нужен самой Турции не меньше, чем России. Первая нитка является трубой, которая замещает поставки российского газа в Турцию через Украину.

Если возникнет кризис в отношении с Украиной, а он может возникнуть не по нашей вине, то Турция пострадает и лишится определенных объемов газа. Суд Киева недавно выписал штраф в размере 6 млрд «Газпрому», и в любой момент может начаться изъятие газа в счет обеспечения этого риска, что будет грубейшим нарушением нашего договора. Думаю, турецкая сторона это прекрасно понимает и не сорвет проект, который уже испытывал влияние политической турбулентности, но устоял.

Второй момент связан с тем, что еще не закончилось разбирательство по цене на газ. Если раньше «Газпром» шел на уступки турецкой стороне, то сейчас его позиция может оказаться более жесткой. В этом плане мы можем компенсировать потери через цену. Да, у Турции есть оправдания, что якобы холдинг имеет отношение к организации Фетхуллаха Гюлена. Но мы то никакого отношения к ней не имеем и непонятно, за что мы должны страдать. Безусловно, Турция может столкнуться с ужесточением позиции России по ценовому вопросу.

«Газпром» может задействовать и правительственные механизмы. Есть договор о защите инвестиций, мы можем занять принципиальную позицию и в судах доказывать правоту. Но в такой ситуации, на мой взгляд, коммерческий фактор окажется более важным, чувствительным. Это серьезный инструмент — наличие возможности оказывать влияние через цену.

Помимо прочего, это повод задуматься и европейцам. Поведение Турции — это не только вызов нам, но и определенный сигнал Брюсселю, например, как лучше строить вторую нитку ТП. Этот вариант еще открыт. Россия готова построить эту нитку через Турцию, но если она будет использовать эту трубу, как элемент давления на Евросоюз, это будет проблема ЕС. Он должен будет задуматься, как ему оптимальнее видится вторая черноморская нитка проекта, ведь она может пойти и через Болгарию. Европейцы и сами активно строят трубы через Турцию — проект TANAP. Вопрос к ЕС, насколько защищены будут инвестиции, как будет функционировать этот газопровод.

Тем не менее, не вижу чрезмерного драматизма в ситуации. У нас есть определенные рычаги давления на Турцию, потому что система продажи газа предполагает, что продавец и покупатель взаимозависимы. Заменить Россию у Турции не выйдет — мы слишком крупный поставщик. Никаких вариантов у турецкой стороны не просматривается ни в виде СПГ, ни в виде иранского газа. Это все фантазии. Но и для нас Турция — крупный игрок, который стабильно входит в тройку ключевых потребителей газа. Уверен, эта взаимозависимость позволит нам найти общие точки взаимодействия. 

С Турцией у нас отношения не самые простые. Да, преодолен кризис после крушения самолета, и мы резко развернулись в сторону друг друга, но при этом остаются разногласия. Яркий пример — Сирия. Мы по-разному смотрим на многие вопросы в этом плане. Убежден, что двусторонние отношения будут испытывать тесты. Не исключаю, что не все в Турции довольны перезагрузкой наших отношений. Не надо воспринимать наши отношения как дорогу, устланную розами. Своего рода тестом можно считать и трагическую ситуацию с послом России в Турции. Но думаю, что спорные моменты будут урегулированы.

Источник: Накануне.Ru, 20.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики