Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вольная борьба Анкары против классического дзюдо «Газпрома»

Вольная борьба Анкары против классического дзюдо «Газпрома»

Когда происходит большая трагедия с политическим подтекстом, всегда возникает соблазн увязать все события вокруг и около в один большой недружественный замысел. Часто для этого используются подтасовки. Но когда новая трагедия случилась там, где еще только-только стала затягиваться предыдущая рана, достаточно просто широких трактовок или смысловых натяжек, чтобы получился «наброс».

История с так называемой «национализацией активов «Газпрома» в Турции» — классический пример такого вольного подхода к фактам. Что может быть проще, чем увязать эту громкую новость с убийством российского посла в Анкаре и сделать вывод о востребованности политических решений в отношении газового сотрудничества России и Турции, которое только в середине осени этого года вышло из ступора. Даже не вышло, а вырвалось, учитывая, что в течение двух месяцев межправительственное соглашение по «Турецкому потоку» было подписано и ратифицировано парламентами двух стран. Беспрецедентная, по сути, оперативность для таких больших проектов, которая показывает большую взаимную заинтересованность обеих стран двигаться в газовой сфере вперед.

Конечно, в таком контексте «национализация бизнеса «Газпрома» в Турции» была бы ничем иным, как очередным «ударом в спину». Только дело в том, что ничего такого не произошло. Точнее, национализация Akfel Holding, похоже, действительно происходит, но «Газпром» к этим активам имеет крайне косвенное отношение.

Akfel Holding — это финансово-промышленная группа, которая до недавнего времени контролировалась братьями Бальтачи. Власти Турции подозревают их в финансировании сторонников государственного переворота. Под брендом холдинга Akfel объединены несколько трейдеров, импортирующих газ — в основном, российский по контрактам с «Газпром экспортом».

Однако структура акционеров у каждого трейдера своя. К примеру, Akfel Gaz с контрактом на импорт в 2,25 млрд кубометров российского газа принадлежал семье Бальтачи полностью. Были договоренности, что они продадут 50% «Газпрому», но этот замысел так и не был реализован. Так случается в бизнесе.

Трейдером с более крупным контрактом на импорт российского газа в 2,5 млрд кубометров газа в год – Enerco Energy – владеет целый консорциум инвесторов: 60% у СП «Газпромбанка» и семьи Бальтачи, 40% у австрийской OMV Group. Третье предприятие – Avrasya Gas – вообще с точки зрения акционерного капитала к опальной семье не относится. Там, 60% принадлежит «Газпромбанку», а 40% — семье турецких девелоперов Тахинчоглу. Национализация коснулась головной компании Akfel Holding, то есть, активов семьи Бальтачи. Доли в конкретных трейдерах пока никто не отбирал у инвесторов, где помимо «Газпробанка» есть и другие турецкие и иностранные инвесторы.

Более того, на турецком рынке работает компания, полностью контролируемая «Газпромом» — трейдер Bosphorus Gaz (импортирующий 2,5 млрд кубометров газа в год), который наверняка был бы первым кандидатом на национализацию, если бы эти действия турецких властей носили антироссийский характер.

Другими словами, ««национализация бизнеса «Газпрома» в Турции» — это никакой не «удар в спину». Это даже не пинок и не подножка. Для «Газпрома» участие в этих предприятиях — не более чем крохотная доля в огромной сумме экспортного дохода. Отрицательного влияния на претворение в жизнь «Турецкого потока» эти действия не окажут. Однако у России, возможно, появится новый, по крайней мере, психологический козырь, чтобы уравновесить запросы Анкары относительно скидок на российский газ.

Автор: Алексей Гривач, заместитель генерального директора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: Московский комсомолец, 20.12.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики