Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В тройку самых знаковых событий года я бы отнес именно этого «газового феникса», возродившегося фактически из пепла Турецкого потока

В тройку самых знаковых событий года я бы отнес именно этого «газового феникса», возродившегося фактически из пепла Турецкого потока

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Если говорить об итогах года в газовой отрасли, то сразу же приходит в голову зигзаг, произошедший с реализацией турецкого потока – от его начала и оптимизма по этому поводу до инцидента со сбитым самолетом и в итоге воскрешения проекта. Эта составная часть более масштабного процесса продвижения российских газопроводов. В этом году мы наблюдали довольно существенный прогресс и по Северному потоку-2 тоже. Турецкий поток был с медийной точки зрения более впечатляющим – на него возложили надежды после отказа от Южного потока. Потом все эти надежды разом рухнули вместе со сбитым самолетом, но уже сегодня все уверены, что проекту быть, и даже подписано Межправсоглашение по этому поводу. Поэтому в тройку самых знаковых событий года я бы отнес именно этого «газового феникса», возродившегося фактически из пепла турецкого потока.

Вторым впечатляющим событием года я бы назвал сделку стран ОПЕК по нефти. С ней зигзаги происходили не меньшие – сначала была уверенность, что все подпишут, потом в Дохе выяснилось, что не все. Но в итоге пусть и не сразу, но все-таки подписали это соглашение. Оно важно и с физической точки зрения, и с медийной, и с исторической, в конце концов. Это хороший прецедент, потому что ранее никогда еще не было соглашения между странами входящими в ОПЕК и не входящими в ОПЕК. Но с другой стороны это может быть последним вдохом самого ОПЕК. Потому что теперь все понимают, что реально организация не может воздействовать напрямую на объемы добычи нефти, точнее на цену, так как объемы они пытаются как-то регулировать (но это только касательно производства стран - ОПЕК). Между собой им трудно договориться именно поэтому – они прекрасно понимают, что являются бумажным тигром и не могут влиять на рынок. Сейчас им удалось договориться лишь потому, что к ним присоединились страны, не входящие в организацию. Поэтому я говорю о последнем вздохе ОПЕК, которая как самостоятельной независимой организации больше существовать не может. Причем нельзя сказать, что соглашение стало знаковым для рынка – хотя цена, конечно, повысилась, но это сказалась скорее эмоциональная составляющая. Ведь еще не начали сокращать производство, а цена уже выросла.

Третьим важным событием уходящего года я бы назвал начало приватизации. Причем приватизационную сделку Роснефть – Башнефть надо рассматривать в комплексе. Потому что Роснефть убедила в свое время Владимира Путина отдать им Башнефть, что повысит стоимость акций самой Роснефти. После этого приватизация компании даст в бюджет значительно больше денег. При этом допускаю, что приватизация Роснефти вполне может стать событием года 2017-го. Хотя сделка и состоялась в 2016-м, но нам еще предстоит узнать подробности, которые все больше напоминают позорную историю про залоговые аукционы. Ведь сначала все обрадовались, что пришли иностранцы со своими деньгами на покупку акций Роснефти. А теперь выясняется, что вложили они не свои деньги, а кредит, взятый у банка Intesa, а он в свою очередь взял кредит у Газпромбанка, который взял деньги с депозитных счетов, размещенных у него Роснефтегазом. То есть в итоге получается, что Роснефтегаз положил в банк свои деньги, а их взяли иностранцы и отдали тому же Роснефтегазу, то есть у него его же деньгами купили пакет акций Роснефти. Вполне возможно, что осознание скандальности произошедшего настигнет нас уже в следующем году. Но в любом случае старт большой приватизации дан именно в этом 2016 году. Это тоже можно назвать очень важным событием года, и мы видим, что оно может быть весьма конфликтным. Чем ближе мы будем подходить к приватизации контрольных пакетов крупных предприятий типа Роснефти, тем сильнее будет битва за эти активы. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 22.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики