Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поляки объявили, что OPALили нос «Газпрому». Почему они заблуждаются?

Поляки объявили, что OPALили нос «Газпрому». Почему они заблуждаются?

Крупнейшая польская энергетическая компания PGNiG оспорила решение Еврокомиссии, позволившей «Газпрому» увеличить прокачку газа по газопроводу OPAL. По крайней мере, в таком ключе новость подаётся в Варшаве. Однако опрошенные Лайфом эксперты сомневаются в достижениях польских поборников «энергосправедливости» в Европе.

Европейский суд принял иск крупнейшей польской энергетической компании PGNiG, которая в начале месяца посредством своей дочерней фирмы PST оспорила решение Еврокомиссии, одобрившей исключение 50% мощностей газопровода OPAL из Третьего энергопакета. Те действия, таким образом, дали возможность «Газпрому» увеличить прокачку газа в Европу. О принятии польского иска заявил во вторник на пресс-конференции глава PGNiG Пётр Возняк.

— Мы остановили довольно неудачное, а для нас и вовсе вредное решение до момента его рассмотрения Европейским судом, — сказал Возняк.

Свой иск польская компания подала 4 декабря. «Мы считаем, что решение ЕК ударяет по нашим интересам и нарушает действующие в ЕС нормы в сфере конкуренции, защиты интересов третьих сторон, нормы пропорциональности, а также положения Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной», отметил тогда Возняк. По его словам, польская сторона недовольна, что решение ЕК до сих пор не опубликовано. «Мы не можем его оценить», указал истец, подчеркнув, что от Еврокомиссии было получено пояснение: «Решение не готово к публикации, так как нужно исключить торговые данные».

Опрошенные Лайфом эксперты полагают, что принятие иска судом является техническим моментом.

— Пока неясно, каковы подробности решения Еврокомиссии. ЕК заявила, что они есть, но официально информация не была опубликована. Также неясна позиция немецкого регулятора. А судить об иске польской стороны тоже сложно. Европейский суд пока никакой информации не издавал. Иск поляков принят к рассмотрению. Суд обязан принимать иски к рассмотрению. Но при этом вердикта об отмене решения Еврокомиссии суд также не принимал. Поляки же заявляют обратное. Они говорят, что сам факт подачи иска приостанавливает решение Еврокомиссии. Думаю, что поляки в данном случае занимаются пиаром своей позиции и хотят показать, что у них уже всё получилось. — сказал Лайфу ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

По его словам, эта история, естественно, усложняет жизнь «Газпрому».

— Риски того, что суд каким то образом сорвёт договорённости по дозагрузке OPAL, есть. Но, думаю, европейцы попробуют затянуть процесс до весны, т.е. оставить «Газпрому» возможность загрузить газопровод во время отопительного сезона, — добавил Игорь Юшков.

Эксперт также пояснил, как «Газпром» может дозагрузить газопровод:

— История с разрешением загрузки OPAL пока вообще довольно неконкретна. Дело в том, что Еврокомиссия лишь одобрила возможность в принципе варианта загрузки этого газопровода с использованием особого механизма. Суть — устраивается аукцион. Все, кто желает загрузить 40% OPAL, подают заявки. Но так как никто кроме «Газпрома» этого сделать не может, то он и выигрывает аукцион. Соответственно, загрузка газопровода российским газом вырастает до 90%. Но непосредственное разрешение на эту загрузку выдаёт не Еврокомиссия, а немецкий газопроводный регулятор.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач полагает, что поляки занимаются гринмейлингом (своего рода шантажом).

— Во-первых, нужно дождаться решения суда, чтобы понять, есть ли приостановка и чего конкретно она касается. Дело в том, что ЕК лишь согласовала договор между немецким регулятором, оператором газопровода и его акционерами о формате использования мощностей OPAL и никаких самостоятельных правовых действий не предпринимала. Поэтому не очень понятно, что именно приостановил суд, если вообще приостановил. Во-вторых, опыт судебных тяжб Польши по поводу «Северного потока» сугубо отрицательный для Варшавы и положительный для проекта. Правовых оснований доказать такую экстравагантную идею, как у поляков, что ЕК якобы нарушила европейские законы, не заблокировав по политическим мотивам соглашение регулятора, оператора и участников OPAL, будет весьма проблематично. В-третьих, польские коллеги в данном случае занимаются банальным политическим гринмейлингом, пытаясь всеми способами притормозить российско-европейское газовое сотрудничество. А самое абсурдное в том, что объектом атаки является проект, который уже сыграл важную роль в повышении безопасности и развитии газового рынка ЕС и который очень важен предстоящей зимой, когда есть аномально высокие транзитные риски в связи с ситуацией на Украине.

Эксперты, опрошенные Лайфом, говорили ранее, что Польша преследует исключительно меркантильные интересы, затевая судебную тяжбу, а также отмечали, что у неё мало шансов оспорить решение ЕК в суде. Вопрос судебного иска связан вовсе не с безопасностью потребителей в Восточной Европе, а с тем, что польская сторона «может недополучить денег с транзита в перспективе».

Еврокомиссия 28 октября одобрила исключение 50% мощностей газопровода OPAL из Третьего энергопакета, таким образом дав возможность «Газпрому» увеличить прокачку газа в Европу. Ранее «Газпром» имел право лишь на 50% его мощностей. Это ограничение было наложено Еврокомиссией в 2009 году. Решение даст возможность российскому концерну приобретать квоты ещё на 40% мощностей.

Газопровод OPAL мощностью 36 млрд куб. метров даёт выход на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. Он находится в Германии и объединяет российский «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. Строительство газопровода было завершено в 2011 году. Газ по OPAL поступает в Германию до границы с Чехией.

Источник: Life.Ru, 27.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики