Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Греф: «чёрные лебеди» в 2017 не прилетят

Греф: «чёрные лебеди» в 2017 не прилетят

Глава Сбербанка с оптимизмом ждёт год столетия Октябрьской революции

Глава Сбербанка Герман Греф считает, что «чёрных лебедей» в 2017 году не случится и для России всё будет достаточно «позитивно». Динамику экономического роста определят во многом цены на сырье и геополитика, заявил он в интервью газете «Ведомости».

Напомним, «чёрный лебедь» — теория о труднопрогнозируемых и редких событиях, которые имеют значительные последствия. Такие события как развал Советского Союза и атака террористов на США 11 сентября 2001 года.

«Я не ожидаю „черных лебедей“ в следующем году. Цены на сырьевые товары даже если упадут, то не сильно — они и так низкие. Ценам на алюминий некуда опускаться. Уголь может подешеветь, но он значительно подорожал в этом году, и ему есть куда падать. Нефть сейчас стоит 52−53 доллара, и, если подешевеет до 45 долларов, шока не случится. Бюджет к этому подготовлен (в нем заложена цена 40 долларов), и компании, и банки. Есть надежда, что геополитическая ситуация стабилизируется. Так что после двух очень тяжелых лет мы входим в 2017 год — год столетия Октябрьской революции — с достаточно позитивными ожиданиями», — сказал Греф.

Можно ли нам доверять «позитивным ожиданиям» главы Сбербанка?

— «Чёрные лебеди» как раз и характерны тем, что их невозможно точно предсказать, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Поэтому ждать или не ждать «чёрных лебедей» — дело неблагодарное.

Скорее, можно говорить о том, где они могут возникнуть. Если мы говорим о сырьевых товарах, то эксцессы можно ждать в Алжире. Эта страна — крупный поставщик нефти и газа. При этом в ней сложилась предреволюционная ситуация. Там много молодых людей, у которых зачастую нет работы, либо они недовольны уровнем оплаты. Назревает политический кризис, поскольку президент страны очень стар, а желающих занять его место в элите немало. Если начнётся борьба за власть, в неё неизбежно включатся внешние игроки, в том числе исламисты из Ливии. Дело может дойти до гражданской войны.

Не исключаю я и распространения ближневосточного конфликта на Среднюю Азию, а также усугубления миграционного кризиса в Европе в случае дальнейшего обострения отношений ЕС и Турции. Все эти риски существовали и в 2016 году. Но в 2017 они не уменьшатся, а, скорее, увеличатся.

Велики риски обострения ситуации в Донбассе, поскольку киевская власть заинтересована в этом. Ей больше нечем привлечь внимание международного сообщества к себе, чтобы потребовать новой финансовой помощи от Запада.

Россия всё больше втягивается в сирийский конфликт и тут возможны непредсказуемые варианты. Поэтому я не соглашусь с Грефом: «чёрные лебеди» в 2017 году весьма вероятны.

«СП»: — Если говорить об интересах России, то волнения в Алжире, вряд ли ударят по нам, наоборот, может подорожать российский газ, поставляемый в Европу. А могут ли события в Сирии и Донбассе повлиять на цены углеводородов?

— Алжир — крупнейший поставщик газа в Европу. И сокращение объёмов поставок из этой страны, которое неизбежно в случае гражданской войны, приведёт к подорожанию нашего газа. 

Что касается Донбасса, то масштабное наступление ВСУ наверняка приведёт к тому, что России придётся как-то реагировать, помогать ДНР и ЛНР. Это, конечно, тут же приведёт к ужесточению позиции Запада, к новым санкциям. Не исключено, что и в нефтегазовой сфере. До сих пор европейцы, наоборот, пытаясь подстраховаться от «капризов» Украины, шли нам навстречу в некоторых газовых вопросах. Однако в Европе политикой занимаются нередко люди глухие к экономической логике. Они считают, что важнее показать политическую волю даже в ущерб своей экономике. Кроме того, в Германии, например, большую часть 2017 года, до новых выборов канцлера, у власти будет оставаться Ангела Меркель — известная сторонница санкционной политики против России. А это значит, что смягчения позиции в отношении России от неё вряд ли приходится ждать.

«СП»: — Можно ли верить прогнозу Грефа, что в случае отсутствия глобальных «чёрных лебедей», цены на нефть и газ будут примерно в том же диапазоне, что и сейчас?

— Я думаю, да. Цены на нефть будут «топтаться» в районе 50−60 долларов за баррель. Сокращение добычи, о котором договорился ряд стран, приведёт к небольшому подорожанию нефти. Но этим могут воспользоваться те же американцы, увеличить добычу сланца. И снова цены немного упадут. Потом добыча сланцевой нефти станет нерентабельной, американцы снова сократят объемы. Вот такие качели…

«СП»: — Это устраивает Россию? Ведь наш бюджет свёрстан из расчёта цены 40 долларов за баррель.

— Да, но это дефицитный бюджет. А для того, чтобы он стал профицитным, как подсчитали наши западные коллеги, необходимо, чтобы баррель стоил не меньше 70 долларов. Такая цена в 2017 году вряд ли возможна.

— Формально Греф прав. «Чёрных лебедей» в принципе невозможно предвидеть. А раз невозможно ожидать, то Греф их и не ожидает, — говорит политический аналитик Анатолий Вассерман. — Однако парадокс в том, что как раз обязанность специалистов высокого уровня — быть готовыми к тому, чего нельзя предвидеть. И готовить то, что называют «план «Б».

То есть понятно, что потушить какой-нибудь проснувшийся Йеллоустонский вулкан нельзя, но можно заранее приготовиться к худшим последствиям от его извержения. Точно так же нельзя было предположить, до какого предела упадёт цена нефти. Но тот факт, что стоимость сырья в общей стоимости любой продукции будет постепенно падать, был теоретически доказан ещё полвека назад. И теперь подтверждается. И тот факт, что Греф и прочие наши высокопоставленные специалисты так и не сумели предложить способ увеличения доли производства высокотехнологичной продукции в России, как раз говорит о том, что профессионализма для устранения последствий разных «чёрных лебедей» у них не хватает. Впрочем, тот факт, что либерал в принципе не пригоден к управлению сколько-нибудь сложным хозяйством, опять же теоретически установлен и подтвержден практикой довольно давно. 

Автор: Сергей Полубота

Источник: Свободная пресса, 28.12.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики