Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полная дегазация Украины

Полная дегазация Украины

Через два года транзитный статус этой страны исчезнет. Как и миллиардные доходы от него

Украине будет очень тяжело остаться страной-транзитёром российского газа после 2019 года. Это признал глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Россию Коболев называет «очень мощным оппонентом», который делает Европе выгодное предложение с «Северным потоком-2». В случае реализации этого проекта, а также «Турецкого потока», Москва может вообще перестать поставлять газ через Украину, считает Коболев.

Новость — очень тревожная для Киева. Ведь страна ежегодно получается порядка 2 миллиардов долларов за транспортировку «голубого топлива» в Западную Европу. Огромные деньги для слабой экономики, к тому же погружающейся в пучину финансового кризиса. Их изъятие из украинского бюджета будет означать почти неминуемый крах режима Петра Порошенко.

Такой ход событий легко спрогнозировать, если иметь в виду, что соглашение с Россией по транзиту газа истекает всего через два года — в 2019-м. Учитывая нынешний уровень политических и экономических отношений между нашими странами, вовсе не факт, что Москва захочет «продолжения банкета». Тогда украинская «труба» немедленно превратится в металлолом.

По словам Коболева, единственное, что может спасти транзитный статус «незалежной» — срочная дележка этим бизнесом с западными партнерами. Пусть даже и в ущерб Киеву. Конкретнее — привлечение крупной европейской компании к управлению газотранспортной системой. Чтобы потом единым фронтом давить на «Газпром».

Причем, не исключено, что процесс сокращения транзита уже начался. Ранее обозреватель Forbes Кеннет Рапоза обратил внимание на данные Европейской сети операторов систем транспортировки природного газа (ENTSOG), согласно которым в последнюю неделю 2016 года объем газа, поставляемого из Россию в Европу через Украину, значительно снизился — примерно на 19 процентов. Похоже, этот факт всерьёз напугал Киев и подвигнул Андрея Коболева на паническое, но весьма реалистичное заявление. 

— Думаю, что заявление главы «Нафтогаза» — крик отчаянья, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Ещё несколько лет назад на Украине были приняты специальные законы, позволяющие создать оператора украинской ГТС. По ним 50 процентов акций «Нафтогаза» могут быть проданы частным структурам, в том числе иностранным.

Таким образом, американским и европейским компаниям как бы намекали: мы готовы продать вам половину своей газотранспортной системы. Соответственно, отдаём и половину доходов от транзита. А вы уж договоритесь с Россией, чтобы она гарантировала определённый объём прокачки через территорию «незалежной».

Для этого, в том числе, необходимо всеми средствами ставить палки в колёса всем газопроводным проектам в обход Украины. Видимо, желающих, а, главное, способных выполнить такую договорённость не нашлось.

И нынешнее заявление Коболева означает примерно следующее: «Спасите нас хоть кто-нибудь. А мы, возможно, не только 50 процентов своей ГТС отдадим, но и все 100. Мы ведь за свободный либеральный рынок, за евроинтеграцию и т. д». 

«СП»: — Почему всё же нет желающих купить украинскую «трубу»? 

— Чтобы система украинской ГТС эффективно работала и после 2019 года, в её модернизацию и ремонт, по некоторым оценкам, необходимо вложить до 7 миллиардов долларов. Такие деньги американцы или европейцы готовы были бы дать, если бы были гарантии загрузки. Однако они видят, что «Газпром» уже не первый год ведёт целенаправленную политику на то, чтобы обойти Украину «с флангов». Выходит, никаких гарантий нет. 

Да, теоретически можно продлить транзит по территории «незалежной» на год, на два. Но ясно, что десятилетиями такая система работать не сможет. «Газпром», так или иначе, уйдёт от украинского транзита.

На Западе это прекрасно понимают и не хотят вкладываться в заведомо убыточный проект. Всё больше европейских компаний, наоборот, заинтересованы в том, чтобы войти в проекты «Газпрома» по обходным газопроводам.

Мы видим, что уже пять крупных европейских компаний «зашли» в реализацию «Северного потока-2». И в «Южном потоке» готовы были участвовать многие европейские компании, как и сейчас в «Турецком потоке».

Европейцам проще вкладывать деньги в российские проекты, чем пытаться удержать украинский транзит. Поэтому у Украины мало шансов остаться транзитной страной. Либо это будут минимальные объёмы газа. Скажем, для снабжения Молдавии. 

«СП»: — Однако, как считают некоторые эксперты, даже введение в действие «Северного потока-2» не позволит нам без Украины прокачивать свой газ в Европу в тех объёмах, которые существуют сейчас

— Стратегическое решение минимизировать или полностью избавиться от газового транзита через Украину Москвой принято задолго до второго Майдана. При Януковиче, который на самом-то деле не был таким уж пророссийским президентом, строился первый «Северный поток». И «Южный поток» пытались реализовать.

До 2014 года ещё была вероятность, что «Северный поток-2» Россия строить не будет, а сохранит объёмы транзита через территорию Украины на уровне хотя бы 10−20 миллиардов кубометров газа в год. Правда, для этого было бы необходимо, чтобы европейцы согласились покупать российский газ на нашей границе с Украиной, а все риски, связанные с транзитом, брали на себя.

Мы, кстати, предлагали такой вариант европейцам. Те отказались, поскольку не хотели этой головной боли — решать проблемы с прокачкой уже купленного газа через «незалежную».

Поэтому я не вижу сейчас варианта, при котором Россия будет готова заключить новый долгосрочный контракт с Украиной на транзит газа после 2019 года. Пусть даже Янукович снова станет президентом. Это ничего не изменит. 

«СП»: — Даже если «Газпром» приобретёт в собственность украинскую ГТС, как собирался когда-то? 

— К такому варианту уже не вернутся. Именно «газовая война» 2009 года дала возможность главе «Газпрома» Алексею Миллеру убедить Владимира Путина, что с транзитом через Украину надо заканчивать. Я думаю, что президент России вообще стал придерживаться принципа: не зависеть ни от каких стран-транзитёров. 

«СП»: — Однако совсем избавиться от зависимости невозможно. Не получится ли, что с тем же «Турецким потоком» мы окажемся в зависимости теперь уже от довольно своенравного Эрдогана

— Да, риски есть и тут. Но мы стараемся выбрать меньшее из зол. Конечно, можно было попробовать вернуться к «Южному потоку». Тем более, что Болгария уже не раз давала понять, что хотела бы реанимировать этот проект. Однако решено сделать ставку на Турцию, поскольку она, по крайней мере, не настолько зависит от Вашингтона, как та же Болгария.

Первая нитка «Турецкого потока» (15 миллиардов кубометров газа ежегодно) предназначается для самой Турции и тут какие-то проблемы вряд ли возможны. А вот вторая ветка задумывалась как транзитная. Через территорию Турции она должна пойти в Европу. И вот здесь возникает много вопросов. До сих пор неясно, стоит ли строить эту вторую нитку, поскольку Эрдоган очень сложный партнёр, везде пытающийся продавить свои интересы. Россия для него не авторитет. Как, впрочем, и европейцы, и американцы. Турция всегда исходит из собственных интересов. Путин это всё, думаю, понимает. Но всё же, повторюсь, делает ставку на меньшее из зол. 

Автор: Алексей Полубота

Источник: Свободная пресса, 06.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики