Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифы на транзит нефти: Лукашенко пускает пыль в глаза

Тарифы на транзит нефти: Лукашенко пускает пыль в глаза

Белоруссия приняла решение повысить тарифы на транзит российской нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории страны. Рост тарифов составит 7,7%, они будут действовать с 1 февраля по 31 марта 2017 года, сообщает Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии.

Промежуточное решение

«Речь идет о промежуточном решении, которое в дальнейшем будет пересмотрено, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Понятно, что Белоруссия очень жестко намерена пользоваться сложившейся внешнеполитической ситуацией, в которой Россия не может позволить себе одновременно несколько конфликтов по всему периметру – и с Украиной, и с самой Белоруссией, и с Западом. Поэтому белорусы понимают, что на этом фоне они могут выжать из России определенные уступки, шантажируя тем, что при необходимости развернутся на Запад».

Насколько это реально, вопрос дискуссионный, отмечает эксперт. «Например, заменить российскую нефть на азербайджанскую для Белоруссии совершенно невыгодно. Нерентабельность этого варианта показал эксперимент, который проводился несколько лет назад, когда под видом венесуэльской нефти ввозилась азербайджанская и транспортировалась через Черное море. 

Поэтому, я думаю, какой-то компромисс в нефтяном споре все-таки будет найден. Здесь, конечно, важную роль играет и то, как будут развиваться переговоры по газу. По газу тоже найдено пока только промежуточное решение, и сейчас оно заключается в том, что контракт по газу формально останется прежним еще как минимум на год, но Белоруссия получит от России межбюджетную компенсацию. Если верить тем отчетам, которые публиковались в деловой прессе, межбюджетная компенсация будет больше, чем долг самой Белоруссии. Если долг оценивался в 300 млн долларов, то размер межбюджетной компенсации может приблизиться к 500 млн долларов. Это решение тоже не конечное, и торг, скорее всего, будет продолжаться.

Однако Белоруссии все равно намного выгоднее получать нефть и газ из России. Если говорить про добычу нефти самой Белоруссией, перспективы чего все время пытается изобразить Александр Лукашенко, то это выглядит не очень убедительно с точки зрения масштабов.

Европейская карта Лукашенко слабеет с каждым днем

Таким образом, энергетическая зависимость Белоруссии от России сохраняется. Кроме того, если у РФ в 2017 году улучшатся отношения с Западом в силу прихода к власти Трампа, в связи с результатами выборов во Франции, в силу суммарной усталости европейского истеблишмента от санкций, скорее всего, Лукашенко в диалоге с Россией уже не сможет столь эффективно разыгрывать карту обращения к Европе.

Если взять экономический, технологический и политический факторы вместе, можно увидеть, что белорусская переговорная позиция не такая уж и сильная, какой казалась еще несколько месяцев назад. Определенные уступки от России белорусы, конечно, получат, но они будут не такими колоссальными, как им бы хотелось», – поясняет Станислав Митрахович.     

В ноябре Минск заявил о своем намерении увеличить тариф на прокачку нефти по своим трубопроводам на 20,5%. Российская сторона назвала это повышение чрезмерным и настаивала на повышении в 5,5% – в соответствии с уровнем инфляции. Транзит нефти стал предметом торга в газовом споре между Москвой и Минском, который обострился в начале 2016 года, когда Минск в одностороннем порядке начал платить за российский газ не 132 доллара за тысячу кубометров, а 73 доллара. Белорусская сторона ссылалась на устные договоренности о необходимости соблюдения равнодоходных цен на энергоносители внутри Союзного государства России и Белоруссии. К маю 2016 года газовый долг Минска, по оценкам «Газпрома», составил почти 300 млн долларов.

Страны уже провели несколько раундов переговоров, но итогового компромисса пока не достигли. Белоруссия пригрозила повышением тарифов на транзит, Россия со своей стороны сократила поставки нефти на белорусские НПЗ.

Автор: Мария Белкина 

Источник: Экономика сегодня, 05.01.2017
 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики