Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовая дипломатия. Белоруссию отключают от российской нефти

Нефтегазовая дипломатия. Белоруссию отключают от российской нефти

Продолжающийся уже больше года нефтегазовый конфликт России и Белоруссии пошёл на новый круг: из-за до сих пор не оплаченных объёмов газа Москва продолжит политику сокращения нефтяных поставок Минску, тем самым побуждая его закрыть долг. Как скоро и чем кончится спор двух государств, когда-то условившихся создать единое Союзное государство, — в материале Лайфа.

Впрочем, всё не так уж и плохо, как может показаться на первый взгляд. Если сравнивать запланированные к поставкам объёмы с теми, что Россия отправляла Белоруссии в 3-м и 4-м кварталах 2016 года, то ситуация даже несколько улучшится. По данным СМИ, в первом квартале этого года Россия собирается сократить поставки нефти в Белоруссию с 4,5 до 4 млн т, для сравнения, в 4-м квартале прошлого года поставки составили всего 3 млн т.

Цена вопроса — многомиллионный, накапливающийся ещё с января прошлого года долг Минска за газ в $400 млн. По версии Белоруссии, российский газ слишком дорого обходится братской республике, в связи с чем Минск принял решение недоплачивать за него, фактически придумав собственный тариф. В свою очередь, Москва увязала газовый вопрос с поставками нефти, сократив их с запланированных 5,3 млн т до 3 млн т. Белоруссия, естественно, протестует и, в свою очередь, прибегает к своему рычагу давления, повышая тарифы на прокачку российской нефти в Европу.

Но, если разобраться, стороны уже начали идти на сближение. Те же тарифы с начала года, по данным СМИ, подскочили в среднем на 9%, в то время как изначально белорусская сторона шантажировала Россию увеличением стоимости до 50–60%, напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

 Повышение было фактически ожидаемым, ежегодным, это своеобразная индексация без каких-то накруток. "Транснефть" это, насколько я понимаю, согласовала, так что очевидно, что это шаг вперёд, к компромиссу, — считает собеседник Лайфа. — Не зря белорусы повысили тариф именно до марта, как вы помните, вице-премьер Беларуси Владимир Семашко сам говорил, что рассчитывает решить все вопросы как раз в течение 1-го квартала 2017 года.

По мнению эксперта, вопрос давно перешёл из экономической плоскости в политическую и его решения, вероятно, стоит ждать уже в ближайшие дни в рамках встречи лидеров двух государств. Политика всегда преобладала и, вероятно, будет преобладать в отношениях двух стран, а любой нефтегазовый вопрос неизбежно будет ждать решения на столах президентов двух стран, говорит консультант белорусского Министерства экономики Владимир Борейко.

— И Москва, и Минск как могут идут к созданию единого Союзного государства, с единым торговым и энергетическим рынками. Никто и не ждал, что это будет проходить безболезненно, — говорит эксперт. — Но любая политическая воля, так или иначе, будет сильнее экономической, так что решение в любом случае будет, вопрос в том, когда это произойдёт. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 09.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики