Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензиновый бунт «младшего брата». Как Белоруссия хочет наказать Россию?

Бензиновый бунт «младшего брата». Как Белоруссия хочет наказать Россию?

Жители России и Белоруссии вот уже полтора года наблюдают очередной акт ставшей практически традиционной новогодней драмы под названием «Верните деньги за газ». Только на этот раз Москва больше не угрожает перекрыть вентиль несогласному со стоимостью газа Минску. Белоруссия же такой любезности не проявляет. Как узнал Лайф, братская республика пытается «наказать» Россию резким сокращением поставок бензина, ещё в 2014 году оговорённых двусторонним соглашением...

Из всех нефтегазовых конфликтов, методично разгоравшихся между Москвой и Минском каждые три года (в 2004, 2007 и 2010 году) Россия, а точнее «Газпром», выходила победителем. Как правило, каждый раз, когда Белоруссия начинала качать права и с пеной у рта доказывать, что за газ переплачивает, РФ действовала жёстко, переходя сначала к угрозам отключения, а в некоторых случаях, собственно, и к самому отключению.

В этот раз, видимо, на фоне разгоревшегося конфликта с Украиной и вообще желания наконец закрыть длящееся уже 15 лет создание единого газового рынка с единой ценой поставок, Москва не рискует переходить на столь резкие меры, ограничиваясь сокращением нефтяных поставок.

Минск же, чувствуя излишнюю свободу действий и более снисходительное к себе отношение, напротив, решил действовать жёстче. Раньше Белоруссия не рисковала делать заявления об ограничении транзита российского газа в Европу и увеличении тарифов на нефтяную прокачку. Теперь же, как узнал Лайф, Минск перешёл к реальным «антисанкциям» против России.

По соглашению сторон РФ поставляет Белоруссии нефть, а она нам в ответ — бензин. Но в начале прошлого года поставки практически прекратились, и за год, по данным источника Лайфа в Минэнерго, так и не восстановились.

— Бензина белорусского мы не видим. Я думаю, всем понятно почему: мы же им ограничили поставки нефти. С другой стороны, поставки же не иссякли полностью, а были только немного ограничены. Белорусская же сторона в ответ просто перестала бензин поставлять, — отмечает собеседник.

Дружба дружбой, а табачок врозь

Если разобраться, подписанное в 2014-м межправсоглашение по поставкам нефти и нефтепродуктов до 2025 года белорусская сторона никогда полностью и не исполняла. По его условиям Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн т нефти ежегодно, не взимая экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен было оговорено, что Россия будет получать от белорусских нефтепереработчиков не менее 1,8 млн т бензина в год. Но уже в марте 2015-го начались перебои с поставками. В итоге за год, по данным аналитической компании «Аналитики товарных рынков», в Россию поступило всего 808 тыс. т бензина, то есть на 1 млн т меньше ранее оговорённых объёмов.

В январе 2016-го ситуация, по сути, только ухудшилась. В итоге, как рассказал Лайфу директор по развитию бизнеса аналитической компании Михаил Турукалов, «за весь прошлый год Россия получила всего 170 тыс. тонн бензина, притом что по соглашению Минск обещал поставить минимум 1 млн т».

— В позапрошлом году российское Минэнерго согласилось, что 1,8 млн всё же несколько завышенная цифра. Сравнивая с предыдущими, 2015 и 2014 годом, можно сказать, что поставки и вовсе прекратились: тогда Белоруссия поставила по 808 тыс. тонн, — сообщил Турукалов Лайфу.

Причины для снижения, кстати, были даже не политическими, а чисто экономическими: из-за девальвации рубля европейские заправки стали для Белоруссии намного выгоднее, чем российские. В то время как Россия в прошлом году покупала бензин по $357 тыс. за тонну, испытывающая дефицит бюджета Украина давала по $394 тыс. за тонну бензина, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

И естественно, нет ничего удивительного в том, что всего за 9 месяцев прошлого года Киев, в отличие от не менее братской для Минска Москвы, получил из Белоруссии аж 3,6 млн т нефтепродуктов. Охотно продают белорусы и в более европейские страны, к примеру, в Нидерланды, куда ушло по данным Белстата 3,8 млн т.

Если посмотреть статистику, сколько мы им поставили, окажется, что их нефтепродукты нам просто не нужны: мы им отправляем гораздо больше, чем получаем от них, говорит эксперт. По данным Белстата, за 9 месяцев прошлого года российские нефтепереработчики отправили бензина в Белоруссию на 1,3 млн тонн по цене $311 тыс. за тонну.

— Получается нелепая ситуация: они у нас покупают дешевле, а нам продают бензин, переработанный из нашей же нефти, дороже, — замечает Юшков.

"Грязный козырь" в рукаве

Тем не менее на этот раз обвинить белорусскую сторону в нечестной игре и невыполнении договорённостей будет непросто. Дело в том, что объёмы бензиновых поставок из Белоруссии в Россию намертво привязаны к нефтяным в обратном направлении. А их Москва в этом году, в ответ на отказ Минска выплатить газовый долг в $400 млн, последовательно сокращает: сначала до 4,5 млн т в квартал, а затем, как писали СМИ, собирается снизить объём ещё на 0,5 млн т. В прошлом году поставки упали почти вдвое — с заявленных 21 млн до 14 млн т. В последнем квартале 2016-го в Белоруссию ушло всего 3 млн т российской нефти.

— Таким образом, мы вроде как сами виноваты в том, что бензина нам недопоставляют, — размышляет собеседник Лайфа в Минэнерго. — С другой стороны, не мы первые нарушили соглашение, белорусы давно уже недопоставляют бензин, нефть мы ограничили гораздо позднее.

В январе — мае 2015 года, кстати, белорусская сторона не раз останавливала экспорт бензина в Россию. В апреле того года белорусский вице-премьер Владимир Семашко объяснял это слишком низкой стоимостью нефтепродуктов на российском рынке. В ответ в мае глава российского Минэнерго Александр Новак предупредил белорусских коллег о вероятном уменьшении встречных поставок нефти, что предусмотрено действующим двусторонним договором при падении поставок бензина на 10%. Будут ли применяться к белорусской стороне кроме «нефтяных» ограничений какие-либо ещё санкции за недопоставку бензина, официальные представители Минэнерго Лайфу не уточнили.

По словам источника, Россия не испытывает особого дискомфорта от ограничений: подавляющее большинство российских нефтеперерабатывающих заводов перешло на новый минимальный экологический стандарт «Евро-5», поэтому дефицита бензина на рынке не ожидается. Более того, от недопоставок белорусского бензина нашим нефтекомпаниям даже комфортнее, ведь конкурентов становится меньше, говорит Юшков. В декабре Россия взяла на себя обязанность снизить добычу нефти на 300 тыс. баррелей в сутки, если это произойдёт, на рынке может образоваться небольшой дефицит нефтепродуктов, который могла бы помочь восполнить Беларусь, замечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Впрочем, Минэнерго до сих пор публично не допускало образования дефицита бензина в связи с сокращением добычи.

— Решение газового вопроса представляется нам намного важнее, чем недопоставки бензина, — коротко ответил Лайфу источник в министерстве.

Ожидается, что стороны придут к соглашению не позже конца I квартала этого года — ровно до конца марта будут действовать комфортные для Москвы тарифы на прокачку российской нефти в Европу. Если соглашения к этому моменту так достичь и не удастся, у Белоруссии появится ещё один, пусть и «грязный», козырь в рукаве.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 11.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики