Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В новый год с новыми санкциями

В новый год с новыми санкциями

Эксперт Игорь Юшков — о том, кому будет хуже, если американские сенаторы успеют ввести в действие новый пакет антироссийских санкций

«Никогда такого не было, и вот опять». Американцы готовят новый пакет антироссийских санкций. Физическим и юридическим лицам будет запрещено инвестировать в нефтегазовые проекты более $20 млн и в газопроводные проекты более $5 млн. Законопроект, помимо прочего, предусматривает запрет поставок товаров, услуг и технологий. Причем санкции будут распространяться и на компании из третьих стран.

США — опытный мировой «санкционный жандарм». В 2014 году управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США обвинило французский банк BNP Paribas SA в торговле суданской нефтью, а также в сотрудничестве с Ираном. На BNP Paribas SA был наложен штраф в $9 млрд.

Вот и сейчас предлагаемый сенаторами законопроект является очередной попыткой изолировать российский нефтегазовый сектор.

Подобные попытки продолжаются два последних года, поэтому можно подвести предварительные итоги.

Затруднили действия американцев и европейцев реализацию отечественных проектов? Да, безусловно. Но остановили ли санкции осуществление этих проектов? Думаю, что нет. Ряд проектов был заморожен, но не из-за санкций, а вследствие падения цен на нефть.

Например, ExxonMobil имела договоренность с «Роснефтью» о разработке месторождений на шельфе Арктики и Черного моря, а также месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти в Западной Сибири. Все три вида проектов имеют высокую себестоимость. Даже при цене нефти более $100 за баррель добыча на открытом «Роснефтью» и ExxonMobil месторождении «Победа» в Карском море была бы нерентабельной.

Аналогичным образом подешевевшая нефть подействовала бы и на проекты в Черном море, и на месторождения трудноизвлекаемой нефти.

Ярким примером действия финансовых санкций стал проект НОВАТЭКа (вошел в черный список США) «Ямал СПГ». Акционеры планировали привлечь $20 млрд проектного финансирования из $27 млрд общих затрат. В итоге по менее привлекательным условиям, с задержкой, но все-таки были привлечены кредитные средства у китайских банков. А в конце 2016 года о финансировании «Ямала СПГ» объявили японский банк JBIC и итальянские банки, в том числе Intesa.

Новый законопроект американских сенаторов направлен на то, чтобы перекрыть российским компаниям возможность развивать сотрудничество с иностранными компаниями.

Какие проекты в России могут пострадать в случае утверждения законопроекта?

Во-первых, США могут потребовать от инвесторов из других стран не переводить российским компаниям те кредиты, договоренность о которых уже достигнута. От этого может пострадать тот же «Ямал СПГ», до которого не дойдут японские, итальянские и китайские средства.

«Газпром» не получит кредитов от японских Mizuho Bank, Sumitomo Mitsui Banking Corporation и американского банка JPMorgan Chase, с которым договорились о кредите в декабре 2016 года. Эти деньги планировалось потратить на строительство «Северного потока-2», «Турецкого потока» и «Силы Сибири».

Во-вторых, законопроект предполагает запрет инвестиций, а значит, иностранным компаниям нельзя будет покупать доли в российских проектах. Тем временем НОВАТЭК планирует привлечь в СПГ-проект на Гыданском полуострове иностранных инвесторов из Японии, Китая и Индии. «Газпром» и «Сибур» не исключают продажу долей в газоперерабатывающем и газохимическом заводах в Амурской области.

Самая интересная история может сложиться с СПГ-проектами «Роснефти» и «Газпрома». Российский газовый концерн хочет построить третью очередь действующего СПГ-завода на Сахалине. Новые санкции запретят другим собственникам завода, Shell и японским Mitsui и Mitsubishi, вкладывать в него деньги. А «Роснефть» вместе с ExxonMobil договорились построить свой завод — «Дальневосточный СПГ» в Хабаровском крае. Эти проекты по сжижению газа крайне выгодны всем участникам, так как этот газ может поставляться в Японию и Южную Корею с минимальным транспортным плечом. И именно в проекте «Дальневосточный СПГ» реально могут пострадать интересы ExxonMobil.

В-третьих, санкции должны коснуться российских газопроводных проектов. Вероятно, речь идет о «Северном потоке-2» и «Турецком потоке». Морские участки этих трубопроводов «Газпром» финансирует самостоятельно. Но судно-трубоукладчик «Газпром» обычно нанимал в итальянской компании Saipem. В 2016 году у российских компаний появилось собственное судно-трубоукладчик, но сможет ли это судно построить «Турецкий» и «Северный поток-2», пока не известно.

Мы рассмотрели, какие российские проекты могут пострадать от новых санкций США, но есть смысл всё же ставить вопрос по-другому. Пойдут ли вообще американские власти на обострение отношений с Россией? А точнее, пойдут ли они на обострение отношений с элитами Японии, Китая, Евросоюза, Индии и других стран, которые явно не заинтересованы в разрыве энергетических отношений с Россией? Проблема для инициаторов санкций в том, что законопроект является еще и попыткой насолить Трампу, чтобы уже ему пришлось разбираться с этими проблемами. Но вот успеют ли американские политики утвердить законопроект в оставшиеся дни президентства Обамы?

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 11.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики