Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США могут ударить по «Северному потоку-2» и другим проектам «Газпрома»

Санкции США могут ударить по «Северному потоку-2» и другим проектам «Газпрома»

Новый законопроект о санкциях против России, внесенный группой сенаторов США, имеет мало шансов быть принятым в заявленном виде — это затронет интересы слишком многих структур как в США, так и в Европе. Одна из предполагаемых причин его появления — внутриполитические интриги уходящей администрации Барака Обамы на фоне формирования команды нового президента Дональда Трампа. Однако если документ все же пройдет, это может серьезно отразиться на российских трубопроводных проектах, прежде всего, на европейском направлении, и ударить по инвестициям в российскую экономику, но не ранее, чем через 2-5 лет.

В соответствии с документом, санкции могут быть введены против физических и юридических лиц США и третьих стран за инвестиции в российскую нефтедобычу в объеме более 20 млрд долларов. Вложения в трубопроводы более 5 млрд долларов и ядерные проекты более 1 млрд долларов также подпадут под санкции. То же касается покупателей суверенного долга РФ и тех, кто будет участвовать в приватизации российской госсобственности.

Официальная причина новых санкций — подозрения США, что Россия путем кибератак вмешивалась в ход президентских выборов. Согласно обнародованному ранее докладу американских разведслужб, Россия пыталась содействовать избранию Трампа и, в случае победы его конкурента — демократа Хиллари Клинтон, намерена была продолжать атаки против нее. При этом, как утверждается в докладе, с помощью хакерских атак Россия якобы пыталась вмешаться в выборы в 20 странах, заявил глава Национальной разведки США Джеймс Клеппер. Однако никаких конкретных доказательств в итоге предъявлено не было.

Разведка США сообщила также о наличии у РФ компромата на Трампа, что опровергли и Кремль, и сам избранный президент, назвавший происходящее «политической охотой на ведьм».

Очевидно, что попытка усилить давление на Россию, ссылаясь на данные, не подкрепленные фактами, происходит на фоне противостояния внутри американских элит — нынешний президент Барак Обама против формального утверждения санкций в Конгрессе, дабы не терять инициативы в вопросах их введения. Трамп высказывался за сотрудничество с Россией и сейчас завершает формирование своей администрации. На пост госсекретаря выдвинут экс-глава Exxon Mobil Рекс Тиллерсон, который, как ожидается, в ходе намеченного на среду выступления в Сенате обвинит Россию в игнорировании интересов США, но призовет к диалогу с ней.

Эксперты считают утверждение антироссийских санкций в их обнародованном сейчас виде маловероятным. «Радикализм предложений свидетельствует о том, что в США сейчас ведется внутриполитическая игра, в ходе которой некто пытается лоббировать интересы определенных групп. Для того, чтобы законопроект превратился в закон, понадобится не один месяц. То есть решение будет принимать уже новая администрация, которая, судя по всему, настроена на конструктивные отношения с Россией. Кроме того, ни США, ни Европа сейчас не готовы к очередному витку обострения отношений», — считает заместитель директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

При этом он отмечает, что, если санкции все же будут приняты в заявленном формате, они ограничат многие возможности для сотрудничества между Россией и Западом в энергетической сфере.

С этим согласен и заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. «Самая большая угроза новых санкций, если они будут приняты в заявленном виде, в том, что они могут быть расширены на третьи страны. Европейские компании, работающие совместно с Россией, в том числе, над таким проектами, как „Северный поток-2“, имеют большую долю бизнеса в США. В случае наложения санкций они могут быть ограничены в доступе к финансированию в американских и международных банках вплоть до полного запрета расчетов через банковскую систему США», — отмечает он. В результате, не исключает Танурков, европейские компании могут пойти на заморозку совместных проектов.

Кроме «Северного потока-2», прогнозирует он, может пострадать и «Турецкий поток». Степень влияния зависит от рычагов, с помощью которых США смогут надавить на Анкару. Однозначно будет «обрублено» европейское ответвление проекта, по которому, как предполагалось, пойдет до половины объема российского газа.

При этом значительного влияния на нефтедобычу эксперт не ожидает — она ведется своими силами. Также в этом случае всегда можно привлечь инвесторов из Индии и Китая, которые в меньшей степени зависят от США, чем европейцы.

По договору с членами ОПЕК и другими нефтедобывающими странами Россия должна сократить добычу нефти почти на 600 тысяч баррелей в сутки. Поэтому в ближайшие 2-5 лет значительных инвестиций в эту сферу не понадобится — как финансовых, так и технологических, полагает Владимир Брагин из УК «Альфа-Капитал».

Что касается влияния на долговой сектор, то подобные ограничения, бесспорно, нарушат возможности России по выходу на рынок внешнего долга. «Однако в краткосрочном периоде на российском рынке еврооблигаций наблюдается дефицит бумаг. Желающих купить много, а нового предложения мало. Причем доходность ниже, чем, например, по Мексике, кредитные рейтинги которой выше», — рассуждает Брагин.

В долгосрочном периоде экономика России будет восстанавливаться, понадобятся и внешние займы, и инвестиции. Тогда последствия санкций могут стать более осязаемыми. Сейчас же, по словам советника гендиректора компании «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергея Хестанова, в российской экономике наблюдается профицит ликвидности, и большой необходимости в привлечении внешних инвестиций нет. «С учетом сокращения нефтедобычи, объявленные санкции видятся нейтральными, хотя и могут принести неприятности через несколько лет. Однако не факт, что они к тому времени сохранятся, даже если сейчас их введут», — говорит он.

По мнению Хестанова, не окажут новые ограничения влияния и на цены на нефть — для нефтяных котировок важнее политика ограничения добычи, которую проводит ОПЕК, и координация усилий нефтедобывающих стран. Он также отмечает, что рост цен после достижения соглашения ОПЕК, в том числе на американскую нефть WTI, сделал разработку сланцевых месторождений для США более выгодной.

С начала это недели цена барреля нефти Brent потеряла 6,1%, в том числе, на опасениях роста американской сланцевой нефтедобычи. В среду котировки Brent на межконтинентальной бирже ICE, по данным на 17:50 мск, консолидировались на уровне 54,32 доллара за баррель, отыграв 1,25%. Эксперты не исключают дальнейшее снижение до 50 долларов за баррель — все будет зависеть от того, что скажет Трамп на пресс-конференции вечером в среду.

В то же время, в Кремле сегодня заверили, что Москва найдет механизмы для минимизации последствий, если новые санкций будут приняты. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул, что ограничения, наложенные на Россию, могут нанести ущерб не только российской, но и глобальной экономике.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 11.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики