Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чубайс оставит Россию без центрального отопления

Чубайс оставит Россию без центрального отопления

Либеральный реформатор призвал избавиться от «неэффективных» тепловых электростанций

Разделив в ходе реформы Единую энергетическую систему России, один из лидеров либеральных реформаторов Анатолий Чубайс замахнулся на основу отечественных генерирующих мощностей — тепловые электростанции. В интервью Федеральному агентству новостей он призвал в ближайшие несколько лет избавиться от «неэффективных» электростанций в отрасли. «Нужно выводить из эксплуатации неэффективные паросиловые установки с КПД 36%. Эта задача важнее, чем ввод новых мощностей», — заявил Чубайс.

По его словам, в настоящий момент на российском рынке существует избыток энергии и это «уникальное окно возможностей» для структурных преобразований. «Энергетика — вещь очень инерционная. Все оценки говорят: примерно через 7−10 лет в стране возникнет вторая волна спроса на электроэнергию, в том числе на ядерную энергетику, и если мы сейчас не произведем замену неэффективных электростанций, то через семь лет мы не сможем этого сделать», — пояснил реформатор.

В настоящее время подобным «неэффективным» станциям, как правило, необходимым для безопасности энергосистемы или теплоснабжения, решением правительственной комиссии присваивают статус вынужденного генератора и дают более высокий тариф, позволяющий покрывать издержки на их содержание. Вероятно, подобное, пусть и обоснованное, вмешательство государства претит апологету свободного рынка Чубайсу.

Отметим, что упомянутый им КПД — 36%, является нормой для тепловых электростанций, использующих паросиловые установки. Обычно он колеблется в пределах 33−45%. Сравнивать его с отдачей установок иных типов некорректно. Тем более, неверно сравнивать КПД тепловых и атомных или гидроэлектростанций. При очень высоких показателях АЭС и ГЭС речь идет лишь об эффективности физического принципа, положенного в их основу. В то время как госчиновники должны заботиться об экономической и «человеческой» эффективности энергетики.

Именно тепловые электростанции, в том числе с паросиловыми установками, не только снабжают потребителей электричеством, но и обогревают наши города. Россия — одна из немногих стран мира, имеющая развитую систему центрального отопления. В каждом более-менее крупном городе имеется своя ТЭЦ, а в Москве их полтора десятка. Нынешней холодной зимой это особенно актуально. Жители страны настолько привыкли к горячим батареям, что с удивлением смотрят на европейцев, вынужденных отапливать свои дома индивидуально. Таким образом, инициатива Чубайса ставит под удар это привычное и крайне важное в холодном климате достижение цивилизации.

Возможна и еще одна причина активности реформатора. В своем интервью он назвал в качестве альтернативы тепловой энергетике ядерную. Напомним, долгие годы российский «Росатом» возглавлял бывший премьер-министр Сергей Кириенко, имеющий репутацию либерала. Сейчас, после его ухода в администрацию президента, «на хозяйстве» в «Росатоме» остался его земляк и старый товарищ Кириенко по Горьковскому горкому ВЛКСМ Алексей Лихачев. Может быть, неформальный лидер либерального клана Чубайс занимается банальным лоббизмом? После «зачистки» тепловой энергетики ее доля в российской энергетике (68%) снизится, а доля «Росатома» (11%) увеличится. «Свои» получат, таким образом, преференции, а «неэффективность» — только предлог.

Кстати, к похожим результатам привела осуществленная Чубайсом реформа РАО «ЕЭС». В ее ходе была ликвидирована вертикальная интеграция компании. Генерирующие и сбытовые мощности были приватизированы, а сети, распределительная и диспетчерская функции остались за государством. Предполагалось, что это позволит создать конкурентную среду и снизить тарифы для потребителей.

Однако либерализация рынка не привела к снижению стоимости электричества. «Наоборот, за четыре года свободные цены на рынке выросли в среднем в 2,5 раза, а тарифы — в 1,5 раза. Причина — постоянное увеличение доли свободного рынка», — писала о результатах реформы газета «Ведомости».

Более того, демонополизация вновь сменилась центростремительными тенденциями. Приобретенные на рынке «куски» некогда единой РАО «ЕЭС» консолидировали уже новые собственники. Их немного: «Газпром», «Интер РАО», «Росэнергоатом», «РусГидро», «Евросибэнерго»… На смену государству пришли монополисты-частники. Не учитывать эти обстоятельства при обсуждении новой инициативы Чубайса нельзя. 

Ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович считает, что идея Чубайса адресована представителям государства.

— В России сейчас нет проблем с производством электроэнергии с точки зрения потребления. В свое время, предлагая реформу РАО «ЕЭС», Чубайс рассчитывал на рост потребления. Мол, количество энергии, которая потребуется, будет расти, а количество работающих мощностей падать. Поэтому станций построили больше, чем требовалось. Сейчас, конечно, можно начать закрывать «лишние» станции, но лучше смотреть по конкретному месту, региону. Это связано с планами развития территорий.

«СП»: — На недавно прошедшем Гайдаровском форуме эта идея обсуждалась в контексте «чистой» энергии… О чем здесь речь?

— Например, у Вексельберга есть проект ветровых станций в Ульяновской области. Если государство поможет Вексельбергу, например, в формате государственно-частного партнерства, то можно говорить о выводе части менее эффективных мощностей. Однако нельзя сказать, что это сработает везде. Вряд ли государство даст денег на завершение некоторых начатых проектов, вроде проекта Дерипаски.

Тут очень важна позиция государства — будет ли оно способствовать технологическому перевооружению за счет соинвестирования или не будет? Если не будет, то эти станции еще пригодятся. Если в перспективе ожидается новая волна спроса, о которой, кстати, говорит сам Чубайс, то все мощности будут задействованы. Такие станции работают многие десятилетия. Просто модернизируются и все.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике Валерий Селезнев относится к инициативам Чубайса с опаской по причине провала его предыдущей реформы в РАО «ЕЭС».

— У нас действительно есть избыточные мощности. Однако к словам Чубайса надо относиться очень осторожно. Его реформа в электроэнергетике как раз и привела к этим перекосам. Это была вредная реформа, и она не привела к ожидаемым результатам. Поэтому надо всерьез обсуждать возврат к старым принципам (развития энергетики). Разделение генерации, транспортировки и продажи ни к чему хорошему не приводит. Необходимо сетевым компаниям передавать часть функций по продаже, поскольку часто продажа является просто сбором и выводом денег.

Что касается вывода мощностей, то к этому надо подходить очень аккуратно. Надо смотреть в комплексе, с точки зрения, как территориальной политики, так и федеральных проектов. Иначе, реформируя по Чубайсу, мы быстро придет к тому, что закроем энергомощности, которые сейчас кажутся избыточными, а потом их будет не хватать. Они ведь могут получить загрузку в течение 5−10 лет.

Если и выводить какие-то мощности, то только те, на содержание и реконструкцию которых требуется денег больше, чем на строительство новых. А ведь крупные энергомощности вроде ГЭС — это огромные инвестиции. Кроме того, на часть тепловых станций «завязано» центральное отопление. То есть каждый случай нужно рассматривать отдельно. 

Автор: Сергей Аксенов

Источник: Свободная пресса, 17.01.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики