Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нафтогаз» против «Газпрома»: кто победит в Стокгольмском арбитраже

«Нафтогаз» против «Газпрома»: кто победит в Стокгольмском арбитраже

«Нафтогаз» отказался оплачивать счет «Газпрома» на $5,3 миллиардов до решения Стокгольмского суда. Вряд ли этот отказ стал неожиданным. В чем причина непонимания между Москвой и Киевом, и что в этом году решит арбитраж? Разбиралось Федеральное агентство новостей.

Известно, что «Газпром» обосновал выставленный счет просто: Киев не выполняет условие «бери или плати». То есть ежеквартально физически не выбирает объем потребляемого газа и при этом не платит. Украинская же сторона хочет это условие отменить, требует от российской компании снизить цены и возместить переплату. Ну и выходит в арбитраж с встречными исками, протестуя якобы против монополии «Газпрома». В целом, Москва требует от «Нафтогаза» более 30 миллиардов долларов, а сумма исковых претензий Киева — немногим более 14 миллиардов долларов. 

«Скорее всего, Стокгольмский арбитраж попытается смягчить свое решение, но это будет сложно. «Газпром» настаивает: каждая сторона должна была выполнять свои контрактные обязательства. И из нашего контракта с «Нафтогазом» ничего не исключалось, в том числе и условие «бери или плати». Украина — не член ЕС, потому все решения, которые были приняты Брюсселем и на основании которых европейские компании меняли свои контракты, здесь не работают. С другой стороны, арбитраж не может полностью удовлетворить требования «Газпрома», потому что к Киеву накопилось претензий порядка 38 миллиардов долларов, а это больше бюджета всей Украины. Фактически будет принято решение — банкротить Украину или пожалеть ее», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

При этом совсем не факт, что Киев будет выполнять и компромиссное решение суда. Стокгольмский арбитраж попытается обозначить и нашу, и украинскую правоту, выразить позицию, что и Россия и Украина справедливы в своих встречных требованиях.

«Нафтогаз» вообще напридумывал много ерунды. Первые требования у него еще были адекватные — в Киеве требовали более справедливой цены. Но даже тут можно поспорить: «Нафтогаз» никогда не платил всю цену по контракту. В 2010 году были подписаны харьковские соглашения, и Украине была предоставлена скидка на 100 долларов за тысячу кубометров, потом «Газпром» дарил ей разные дополнительные скидки. Поэтому апеллировать к тому, что цена была несправедливой, глупо. Она действительно была несправедливой, ее нужно было устанавливать выше. А дальше «Нафтогаз» увлекся придумыванием штрафов, лишь бы увеличить свои требования к «Газпрому», — продолжает эксперт ФАН.

По его словам, Москва всегда увеличивает требования, но делает это после каждого квартала по условию «бери или плати». А у Украины разумных оснований для увеличения нет. Стокгольмскому суду будет тяжело зацепиться за что-то в ее позиции, чтобы найти компромиссное решение. 

«Даже вдвое сниженные требования «Газпрома» все равно для Киева фатальны: 15-20 миллиардов неподъемны не только для «Нафтогаза», но и для всей Украины. Эта гигантская сумма уже превратила процесс в политический, фактически ЕС вынесет Украине вердикт. «Газпром» надеется, что до 2019 года контракт продолжит действовать, но готов к ситуации, когда Стокгольмский суд обяжет Украину платить по условию «бери или плати» до определенного момента. Например, до 2014 года, до начала известных политических событий. Просто сошлются на то, что это условие сейчас не отвечает рыночной конъюнктуре. А там «Газпром» дотянет до 2019 года, потом построятся «Северный поток-2» и «Турецкий поток». И подписание нового контракта, если «Нафтогаз» захочет, уже будет без привязки к транзиту», — добавляет Юшков

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 18.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики