Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Конфликт «Газпрома» и «Нафтогаза» перешёл из экономической плоскости в политическую

И. Юшков: Конфликт «Газпрома» и «Нафтогаза» перешёл из экономической плоскости в политическую

Нефтегазовый конфликт между Россией и Украиной уже перешёл «из экономической плоскости в политическую». Об этом в беседе с корреспондентом «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ» заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. 

Напомним, 17 января «Газпром» направил украинской компании счета за невыборку газа во втором - четвертом кварталах 2016 года по правилу «бери или плати» (take-or-pay). Оплатить их необходимо в течение десяти дней.

«Бери или плати» - это не просто условие, записанное в контракте. Это основополагающий, базовый принцип работы газовой отрасли. Он обязывает поставщика резервировать добычные и газотранспортные мощности под законтрактованный объем газа и гарантирует, что этот газ будет продан только указанному в контракте покупателю» - заявил тогда глава российской компании Алексей Миллер.

Однако ранее стало известно об отказе «Нафтогаз Украины» оплачивать счет «Газпрома» на 5,3 млрд. долларов до решения Арбитражного суда Стокгольма. «Нафтогаз» не намерен выполнять условия, предусмотренные контрактом между сторонами, мотивируя свое решение тем, что ожидает окончательного вердикта Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа, пишет ТАСС со ссылкой на пресс-службу украинской компании.

Между тем, в случае приобщения свыше 5 млрд. долларов к уже ранее заявленным в Стокгольмский арбитраж требованиям российской стороны (большая часть из них - это именно претензии по take-or-pay), общая сумма по иску об исполнении контракта на поставку вырастает до 37 млрд. долларов. По словам господина Юшкова, «в этом и заключается основная проблема», так как платеж является неподъемным для Украины.

«Нынешние претензии «Газпрома» к «Нафтогазу» - это продолжение истории, которая длится уже третий год. Ее суть в том, что в коммерческом контракте между компаниями прописано условие «бери или плати». То есть «Нафтогаз» обязан выбирать определенный объем газа и если он физически его не забирает, то все равно должен переводить «Газпрому» деньги - 80% от стоимости, которая определяется опять же в контракте. Но Украина и газ не забирает, и деньги не перечисляет по условию «бери или плати».

Около двух лет назад стороны обратились в Стокгольмский арбитраж, так как в контракте прописано, что любые претензии и разбирательства проходят именно там. Между собой компании ничего не выясняют и не ведут двусторонних переговоров. Разрешение этого спора также будет решаться в суде.

Однако в контракте написано – до вынесения решения Арбитражного суда стороны обязаны исполнять положения соглашения. Но «Нафтогаз» этого не делает, а «Газпром» в соответствии с контрактом и в рамках условия «бери-плати» продолжает каждый год, каждый квартал начислять и выставлять дополнительные претензии. Поэтому 5,3 млрд. долларов, которые сейчас российская компания требует от украинской – это всего лишь та сумма, которую «Нафтогаз» по контракту должен «Газпрому» за второй, третий и четвертый кварталы 2016 года. Но этих претензий от «Газпрома» к «Нафтогазу» накопилось на сумму, которая больше, чем весь бюджет Украины».

В этой связи эксперт полагает, что решение Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа, которое ожидается до 31 марта 2017 года, будет вынесено если не в пользу «Газпрома», то хотя бы станет компромиссным. Стоит ожидать, что суд «снизит требования» российской компании к «Нафтогазу», но при этом подтвердит правоту «Газпрома» в этом вопросе, заключает господин Юшков.

«Все зависит от того, когда именно будет принято это решение. Если суд будет тянуть до третьего квартала 2017 года, тогда «Газпром» продолжит доначислять задолженность, которая к тому времени с 37 млрд. долларов вырастет под 40 млрд. долларов (российская компания выставит сумму за первый и второй кварталы текущего года). Поэтому риски для «Газпрома» заключаются в том, что вопрос переходит уже в плоскость политики.

Если Стокгольмский арбитраж сейчас будет принимать решение, то он вынужден брать в расчет то, что эта общая сумма - гигантская. И вся страна Украины ее не потянет, не говоря уже об отдельно взятом «Нафтогазе». 

Арбитражный суд Стокгольма наверняка захочет найти какое-то компромиссное решение, чтобы не утопить Украину окончательно, чтобы страна не скатилась в дефолт. И, соответственно, чтобы удовлетворить интересы «Газпрома», так как он по этому контракту прав».

Напомним, что в ноябре 2015 года Киев прекратил закупать российский газ, но продолжает приобретать транзитный газ в ЕС, заявляя, что так значительно дешевле. 

В середине декабря глава российского Минэнерго Александр Новак сообщил, что Украина во втором полугодии 2016 года переплатила за газ около 70 млн. долларов, так как цена, предлагаемая Москвой, ниже на 20–30 долларов за 1 тыс. куб. м. 

Источник: Невские новости, 18.01.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики