Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко блефует: Белоруссия не выживет без нефти из России

Лукашенко блефует: Белоруссия не выживет без нефти из России

Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился заменить российскую нефть альтернативными вариантами в связи с сокращением поставок. Известно, что вопросы об альтернативных поставках "черного золота" обсуждались еще в конце прошлого года, а некоторые варианты были испытаны на практике при доставке нефти с Чёрного и Средиземного морей на белорусские нефтеперерабатывающие заводы.

Что стоит за словами белорусского президента, Правде.Ру рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

— Я думаю, на самом деле, это больше сигнал России о том, что надо договариваться. Я думаю, то Лукашенко рассчитывал, что конструктивные переговоры будут уже в самом начале года, что буквально в январе все решится, и здесь вопрос даже не в переговорах по нефтяному вопросу, а в переговорах по газовому. Потому что, у нас в нефтяном секторе, на самом деле, проблем нет. Мы просто используем против друг друга рычаги давления в нефтянке. А основная проблема сосредоточена в газовой сфере, она заключается в том, как трактовать контракты и межправительственные соглашения, которые были подписаны еще в 2011 году.

Год назад Беларусь и "Газпром" начали по-разному считать цену на газ. И вот мы просто не можем выйти из газового конфликта, а нефтянку используем как рычаг давления. Они угрожают, что повысят тариф на прокачку российской нефти в Европу, а мы сокращаем им поставки нефти на переработку. И в этом заключается смысл всего этого конфликта.

Лукашенко рассчитывал, что с Путиным встретится буквально 11 января и все решит. А встреч нет и нет. И я думаю, что он просто сигнал посылает Москве, что, мол, давайте уже встречаться и договариваться. В реальности Беларусь уже пробовала однажды такую замену провести российской нефти, когда закупала нефть в Венесуэле. И тогда выяснилось, что это в 1,5 раза дороже, чем российская нефть. И сейчас, на самом деле, тоже убытки Белоруссии от того, что она захочет поставлять нефть из других стран, думаю, вполне возможно, будут больше, чем убытки от простоя мощностей.

Если посмотреть даже статистику за 2016 год, которую дает Белорусское статистическое агентство, там есть данные, что с сентября по ноябрь они в основном нефть закупали в России, 17 миллионов тонн, но 39 тысяч тонн, то есть мизерный объем, все равно был закуплен у Казахстана. И там же средние цены. И оказывается, что Беларусь покупала нефть у Казахстана на 10 долларов на каждый баррель дороже, чем у России. За тонну выходит 279 тысяч долларов у Казахстана, а у России — 215.

Поэтому здесь Россия, можно сказать, продает гораздо дешевел нефть, чем другие поставщики, плюс у других поставщиком стоимость повышается за счет сложной транспортировки. Из той же самой Венесуэлы они ее через полмира тащили на танкерах, потом выгружали в Одессе, потом из Одессы по нефтепроводу до города Броды, потом железнодорожными цистернами по железной дороге поставляли, и через Прибалтику так же они кидали. Как ни крути, у любых альтернативных поставщиков, сама логистическая схема, то есть доставка, будет сложнее и дороже.

Поэтому я думаю, что Беларусь даже не хочет реально поставлять нефть, а хочет дать сигнал Москве, что нужно договариваться. На самом деле, шансы высокие решить эту проблему. Стороны сейчас сделали шаг друг другу навстречу, и вначале года Россия согласовала 4 миллиона тонн за квартал поставки нефти. И несмотря на то, что в прессе писали, что это понижение, на самом деле, это повышение. Если мы посмотрим, сколько мы поставляли нефти в третьем и четвертом квартале 2016 года, то там 2,5-3 миллиона тонн, а сейчас до 4 подняли. Я думаю, что это позитив больше, чем негатив. А белорусы, в свою очередь, тоже шаг навстречу сделали, они не стали повышать стоимость транзита на 60%, а повысили всего на 10%. Здесь шансы договориться высоки, просто нужны встречи уже на уровне президентов. 

Источник: Pravda.Ru, 20.01.2017 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики