Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергостратегия России не угонится за реальностью

Энергостратегия России не угонится за реальностью

В конце декабря 2016 г. правительство России обсудило и, наконец, утвердило «Энергетическую стратегию России на период до 2035 года». Это, безусловно,  многострадальный документ. Его должны были утвердить еще в 2014 г. Однако до сих пор он кочует из кабинета в кабинет, бесконечно корректируется и дополняется. Подобная ситуация сложилась по множеству причин. Но перед тем как разобраться, почему правительство все никак не может принять «Энергостратегию-2035», важно сделать реверанс в сторону разработчиков документа. «Институт энергетической стратегии», как основной создатель документа, изначально был поставлен в такие условия, что не мог создать вариант текста, устраивающий всех.

При первом обсуждении проекта «Энергостратегии» 17 февраля 2014 г. эксперты резонно заметили, что изначально документ нереалистичен, так как в его основу были заложены завышенные прогнозы развития российской экономики. Но разработчики были обязаны отталкиваться от цифр официальных прогнозов Минэкономиразвития, хотя сами понимали, что темпы роста экономики, а значит и динамика потребления энергоресурсов в стране существенно снижаются.

Еще одной проблемой «Энергостратегии» является ее запаздывающий характер. Разработчики документа и реальность – как Ахиллес и черепаха из апории Зенона. Пока авторы пишут текст, ситуация в энергетике существенно меняется и нужно браться за работу по-новому.

К первой презентации проекта «Энергостратегии» в 2014 г. в состав России вошли два новых субъекта – Крым и Севастополь. Пришлось вносить правки. Потом против России были введены санкции, в том числе непосредственно против энергокомпаний и нефтяной отрасли. «Энергостратегию» пришлось переписать еще серьезнее. Далее последовало существенное снижение цен на энергоносители на мировых рынках. Это обстоятельство вновь заставило существенно пересмотреть «Энергостратегию».

Основная проблема «Энергостратегии» – даже не в постоянно происходящих изменениях, а в сути этого документа. Сейчас он представляет из себя смесь поискового и нормативного прогноза.

Поисковый – это когда вы экстраполируете имеющиеся сегодня тенденции в будущее. Например, мы видим сокращение добычи нефти и газа в странах Евросоюза, рост потребления энергоресурсов в Индии, низкий уровень использования АЭС в Японии, высокие уровни добычи нефти и газа из сланцевых пород в США. Соответственно, мы предполагаем, что так будет и в будущем. Проблемой данного вида прогнозирования является невозможность предвидеть появление «черных лебедей».

Поисковый прогноз, например, не может предсказать, скатится ли Алжир к состоянию соседней Ливии после смерти Абделя Бутефлика. А ведь ему уже 79 лет, и до окончания действия российской «Энергостратегии» (2035 г.) он вряд ли дотянет. Если же Алжир перестанет экспортировать нефть и газ, то это явно повлияет и на позиции России на внешних рынках. Но точно подобные события спрогнозировать невозможно, поэтому авторы «Энергостратегии РФ» и не пытаются этого сделать. Но если «черный лебедь» возникнет, то всю стратегию нужно будет опять переписывать. 

Нормативный прогноз – это описание путей достижения желаемого состояния в будущем. В «Энергостратегии» описана и картина светлого будущего российского ТЭК, и задачи, выполнение которых позволит его достигнуть. Но тут то и скрывается главная проблема.

Российские энергетические компании не воспринимают «Энергостратегию» как руководство к действию. У них есть свои инвестиционные стратегии и планы, которые они переписывают без оглядки на государственный документ.

За время подготовки «Энергостратегий» характер отношения к ней нефтегазовых компаний поменялся. Если ранее руководители ряда компаний вообще не читали этот документ, то теперь представители бизнеса участвуют в обсуждении новой версии стратегии. Но делают они это не для того, чтобы ее потом выполнять, а для того, чтобы в документе были прописаны те проекты, которые компании хотят реализовать.

Позже компании смогут писать президенту и правительству письма, где будут просить исполнить положения утвержденной энергостратегии. Например, в нынешней версии документа есть упоминание дальнейшей либерализации экспорта СПГ. Значит, «Роснефть» сможет требовать предоставление такого права для «Печоры СПГ». А «Газпром» сможет требовать предоставления права давать скидку потребителям от уровня гостарифа, ведь в стратегии есть упоминание о дерегулировании цен.

В итоге получается, что философия «Энергостратегии-2035» не совсем верна. «Прогноз развития энергетики мира и России» выпускается ИНЭИ РАН и Аналитическим Центром при Правительстве РФ. Не стоит дублировать эту работу.

«Энергостратегия»,по мнению автора, должна представлять собой описание «джентльменского соглашения» между государством и энергетическими компаниями. Правительство перечисляло бы те меры, на которые готова пойти для развития энергетики, а бизнес отвечал бы, что он готов сделать при реализации этих мер.

А нынешний вариант «Энергостратегии», видимо, опять придется переписывать. Там не упоминается ни договор России и ОПЕК, ни новые жесткие санкции со стороны США (законопроект об этом рассматривает Конгресс США).

Кроме того, интеграционные процессы на пространстве Евразийского экономического союза могут пойти куда быстрее, чем рассчитывают авторы энергостратегии.

В документе указано, что к 2025 г. предполагается создать общий рынок газа, что предполагает выход на единую систему ценообразования. Однако это может произойти гораздо раньше. В 2016 г. в качестве одного из вариантов разрешения росийско-белорусского газового конфликта рассматривался вариант перевода Минска на внутрироссийские цены.

Разрешение данного вопроса означало бы устранение основного препятствия к общему рынку газа. При этом прецедент выравнивания цен на российском и белорусском газовых рынках позволил бы усилить претензии «независимых» производителей газа («Роснефть» и НОВАТЭК) на либерализацию экспорта газа хотя бы в рамках ЕАЭС. Этого «Энергостратегия» не учитывает. Все это еще раз подтверждает, что «стратегический» Ахиллес не догонит «энергетическую» черепаху. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 24.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики