Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Казахстан встал в уголь: Россия пересматривает подходы к энергетике

Казахстан встал в уголь: Россия пересматривает подходы к энергетике

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев предупредил местные предприятия угольной промышленности, что в скором времени страна может полностью потерять российский рынок. Что намерен делать Казахстан, и как меняется значение угля в энергетической политике, разбиралась «Экономика сегодня».

Отказ РФ от казахстанского угля

По словам Сагинтаева, Россия в последние годы последовательно двигается в сторону отказа от казахстанского угля. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник объясняет, что отказываясь от казахстанского угля, мы в первую очередь поддерживаем свою отрасль.

«За прошлый год у нас отмечена положительная динамика на Кузбассе, зафиксирован рост в 5%. В данной ситуации не стоит искать «черных котов». Мы наблюдаем глобальную перекройку энергетического рынка - мир уходит от угля, и мы в сложившейся ситуации в первую очередь будем поддерживать наших угольщиков. 

У нас тоже наблюдаются определенные сложности в угольной отрасли. Угольщики отмечают тенденции снижения доли угля в общем энергобалансе, что в перспективе может привести к сокращению рабочих мест в отрасли. Но есть и положительные моменты, металлургический сектор потребляет коксующий уголь в больших количествах. В этом смысле для угля существует фаза локального роста в России», - комментирует эксперт.

Перспективы угля на глобальных рынках 

В Казахстане считают, что объем производства угля в России к 2030 году способен вырасти с нынешних 400 млн до 500 млн тонн. Как считает наш собеседник, в Казахстане должны понимать тенденцию глобально ухода от угля. «Конечно, какое-то время, он еще будет играть определенную роль, на впоследствии уголь продолжат выдавливать экологически более чистым топливом.

Мировая конъюнктура такова, что угольная отрасль сохранит свою нишу, но она продолжит уменьшаться. Можно вспомнить для примера, как изменилось положение дел в угольной промышленности Великобритании с приходом Тэтчер. Настолько радикальные изменения в Казахстане не ожидаются, но более мягкий сценарий возможен. Как итог – практически полный отказ генераций от угля», - говорит Пасечник.

Пока же премьер Казахстана призывает местных промышленников искать новые рынки сбыта вместо российского. В частности он предлагает рассмотреть вопрос поставок в Китай и Европу.

«Что Европа, что Китай идут по пути ослаблений угольного потенциала. Китай старается перевести энергетику на газовую генерацию, Европа идет по пути восстановления позиций атомной промышленности.

Фукусимские фобии себя исчерпали, и атомная генерация постепенно возвращается, отвоевывая свои позиции. В отдельных европейских странах даже ожидается рост мощностей атомной энергетики.

У Китая же в принципе достаточно и своих угольных ресурсов. Где-то локально они, возможно, и готовы принять пару углевозов, но в долгосрочной перспективе рассчитывать на новые рынки сложно. На мой взгляд, Казахстану надо скорее ориентироваться на поддержку своих рынков, а также ускорить перевод ТЭЦ на газовую составляющую. Все равно мировая энергетика заточена на перемены, и постепенный уход от угля неминуем», - резюмирует эксперт. 

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 24.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики