Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Во сколько обойдется Беларуси альтернатива российской нефти?

Во сколько обойдется Беларуси альтернатива российской нефти?

Поставки российской нефти в Беларусь были снижены на фоне нефтегазового спора между двумя странами. Минск и Москва ссылаются на невыполнение условий межправительственных соглашений. Александр Лукашенко дал указание найти альтернативу нефти, недополученной из России. Какие есть варианты и сколько они будут стоить?

Поручение Александра Лукашенко правительству найти альтернативных поставщиков нефти звучит как сигнал Москве о необходимости разрешения энергетического спора. Поставки нефти из других стран могут оказаться нерентабельны. 

Казахстан слишком дорог

За 11 месяцев Беларусь импортировала из России 17,1 млн т. по $215 за тонну ($28,7 за баррель), а также 39 тыс. т. из Казахстана по $279,1 за тонну ($37,3 за баррель). Отметим, что при поставках нефти из Казахстана с нефтяников также не взимается пошлина. 

Партия казахстанской нефти была доставлена в Беларусь по нефтепроводу, что показывает ее неконкурентоспособность по сравнению с российским сырьем – транспортные расходы слишком велики. А продавать нефть по меньшей цене Астана не станет.

В 2016 г. Казахстан экспортировал через российскую территорию 17,2 млн т. нефти (15 млн т. поступает в РФ по нефтепроводу Атырау – Самара, еще 2,2 млн т. идет по российской территории до Махачкалы).

Казахстану выгоднее экспортировать свою нефть через Новороссийск или Усть-Лугу, чем через Беларусь, так как это приносит ему большую прибыль. Поэтому и цену на нефть для Минска Астана снижать не будет. Пока от Казахстана не было заявки на прокачку нефти через Россию в Беларусь.

Венесуэльский эксперимент

Осенью 2016 г. Лукашенко посетил ОАЭ, Катар и Азербайджан. Вполне возможно, что тогда он вел переговоры о поставках нефти в Беларусь. Однако эксперимент с закупкой венесуэльской нефти в 2010-2012 гг. показал, что стоимость доставки нефти на белорусские НПЗ как через Украину, так и через Прибалтику существенно увеличивает себестоимость нефтепродуктов.f

Например, в январе – марте 2012 г. стоимость венесуэльской нефти для Беларуси составила $917 за тонну, а российской — около $442 за тонну.

Напомним, что тогда были опробованы различные маршруты. Изначально предполагалось, что танкеры с венесуэльской нефтью будут приходить в Одессу и далее по нефтепроводу Одесса-Броды будет поступать в Беларусь (с перевалкой в Бродах на железную дорогу).

На деле оказалось, что венесуэльская нефть сорта Санта-Барбара высоковязкая, и нефтепровод для нее использовать не получится. Пришлось транспортировать ее по железной дороге. Танкер с 80 тыс. т. нефти потребовал примерно 1330 цистерн, которые составляли 20-25 составов (поездов).

В итоге оказалось, что такая транспортировка (Одесса-Мозырский НПЗ) стоила около $65 за тонну нефти (позже украинские власти ввели спецтариф, позволивший снизить эту цифру до $25). По нынешним тарифам «Українська залізниця» транспортировка нефтяных цистерн на расстояние примерно в 945 км будет стоить более $60 за тонну.

Были попытки также поставлять венесуэльскую нефть через прибалтийские порты – Клайпеду и Вентспилс. Но все эти варианты не могли устранить главную проблему – нефть из Венесуэлы обходилась гораздо дороже российской, что и фиксировал Белстат.

Надежда на Азербайджан умирает последней

Именно поэтому белорусское руководство переключилось на переговоры с Азербайджаном и попыталось покупать его нефть. Сырье даже было закачано в нефтепровод Одесса-Броды, чтобы запустить трубу в аверсном режиме (до этого нефтепровод использовался в реверсном режиме для экспорта российской нефти через порт Одессы).

Использование нефтепровода должно было сократить затраты на транспортировку. Но азербайджанский проект так и не был реализован. Минск и Москва к тому моменту уже урегулировали свои споры. Непонятна только судьба азербайджанской нефти, уже закачанной в нефтепровод. По неподтвержденной информации, ее выкачали и продали.

В случае попытки Минска найти альтернативу российской нефти на Ближнем Востоке, придется начать с закачки нефти в трубу Одесса-Броды. При этом риски пропажи этой нефти возрастают из-за общей дезорганизованности украинских хозяйствующих субъектов.

Кроме того, качество и стоимость азербайджанской нефти выше, чем «черного золота» Казахстана. Из Казахстана нефть поставлялась в Беларусь по нефтепроводу, а из Азербайджана ее придется везти танкером до Одессы, и затем качать по нефтепроводу Одесса-Броды-Мозырь.

Такая логистика обойдется дороже, чем поставки из Казахстана, не говоря о более высокой стоимости азербайджанской нефти.

Альтернатива – доставлять нефть по железной дороге от Одессы до Мозырского НПЗ, что будет еще дороже, так как транспортировка железнодорожным транспортом всегда обходится дороже, чем по нефтепроводу.

Белорусское руководство вряд ли в реальности хочет повторить венесуэльский эксперимент, поэтому торопит Москву перейти к активной стадии переговоров. Для России эта история тоже неприятна. Нефтяники хотят получить гарантии сохранения адекватных тарифов на прокачку нефти через Беларусь, а «Газпрому» хочется получить свои деньги, так как они нужны ему на строительство «Северного потока-2», «Турецкого потока» и «Силы Сибири». Поэтому стоит ожидать, что компромисс в газовом вопросе будет найден в ближайшее время, что снимет противоречия и в нефтяной сфере.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 26.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики