Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отнять и поделить. Чем обернется лишение «Газпрома» монополии на экспорт газа?

Отнять и поделить. Чем обернется лишение «Газпрома» монополии на экспорт газа?

Ранее с такой просьбой к президенту обратилась «Роснефть». Какие доводы по поводу того, нужно ли корпорации делиться эксклюзивным правом на экспорт газа, приводят сторонники и противники этой идеи?

У «Газпрома» могут отнять эксклюзивное право на экспорт газа. Ранее в «Роснефти» заявили, что это может принести в бюджет полтриллиона рублей. Как сообщил РБК, нефтяная корпорация написала президенту, сообщив, что у нее есть покупатель на газ — компания ВР. Затем в ВР официально подтвердили, что действительно готовы покупать голубое топливо у «Роснефти». Но продавать иностранцам газ сейчас может только «Газпром», хотя другие компании уже много лет просят разрешить им поставки на внешний рынок.

Еще никакого решения не принято, но «Роснефть» и ВР уже подписали меморандум. Британская компания будет покупать газ у партнера, если, конечно, Россия отменит экспортную монополию «Газпрома». Это эксклюзивное право за корпорацией закреплено в законе, принятом 11 лет назад, и все эти годы независимые производители пытаются добиться, чтобы им тоже разрешили продавать газ за рубеж. Под независимыми сейчас нужно понимать «Роснефть» и «Новатэк», которые по очереди пишут письма президенту и правительству. 

Четыре года назад власти либерализовали экспорт сжиженного природного газа (СПГ), но российский трубопроводный газ продавать иностранным поставщикам может только «Газпром». Впрочем, с СПГ тоже проблемы: до завода по сжижению газ нужно сначала доставить, для чего требуется газпромовская труба, а корпорация ее не дает, потому что построила инфраструктуру за свои деньги.

Сторонники либерализации приводят главный довод: если им позволят экспортировать, Россия сможет продать больше газа, и денег в бюджете тоже будет больше.

Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России: «У нас из семи запланированных проектов по поставкам сжиженного природного газа сейчас реализуется только четыре, причем один из них, «Ямал СПГ», реализуется с огромным трудом. Первый, кто страдает, это государственный бюджет России, потому что увеличение экспорта газа могло бы значительно увеличить поступления в российский бюджет. За время работы в режиме монополии на экспорт газа «Газпром» потерял около 40% внешнего газового рынка. Это, конечно, связано в значительной мере с потерей рынка Украины, но не только».

Еще один аргумент: основным внешним рынком газа для России все еще является Европа. Там действует антимонопольный свод законов — Третий энергопакет, который в том числе запрещает «Газпрому» полностью заполнять свои трубы. Если появится альтернативный поставщик, то это может снять проблему. Но это в теории, а на практике, когда ЕС нужны дополнительные объемы, он и так разрешает увеличить прокачку. Впрочем, на постоянной основе это вряд ли произойдет.

Позиция Европы — снизить зависимость от российского газа, а если верить аргументам сторонников либерализации экспорта, то Евросоюз, наоборот, увеличит закупки. Значит, либо Брюссель нарушит свои обещания, либо объем сохранится, но «Газпром» просто поделится прибылью. Наконец, самый важный вопрос, который не раз поднимали и в правительстве: как независимые поставщики намерены завоевать европейский рынок?

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: «Они говорят: уж мы-то точно расстараемся и точно продадим дополнительные объемы газа на рынке. А как это получится? Вы хотите взять и выйти дополнительно на рынок, где увеличение доли России и так воспринимается очень болезненно? В письме Сечина говорится: мы вытесним американский СПГ, но это просто смешно — вытеснить то, чего там нет. Значит, в реальности эти поставки будут замещать поставки «Газпрома». А что должна сделать другая компания, чтобы ее газ оказался более интересен покупателю в Европе, чем газ «Газпрома»? Ответ же очевиден: они должны дать ценовую скидку».

И еще один довод, который тоже приводили в кабмине: на «Газпроме» лежит газификация регионов. Поскольку внутренние цены на газ регулирует правительство, и они значительно ниже экспортных, то прибыль от внешних поставок в том числе идет на строительство региональных сетей. Лишившись доли экспортных доходов, «Газпром» получит моральное право порезать инвестпрограмму. Но монополия еще и строит за свой счет экспортные трубы, а такие проекты рассчитаны на много лет вперед, и борьба за поставки в смету не включена. Значит, если разрешить независимым поставщикам экспортировать, то по логике они должны и вкладывать в строительство трубопроводов. Возникает вопрос, согласятся ли они.

Есть, правда, еще один вариант, который обсуждается с 1990-х и который в позапрошлом году предлагала «Роснефть», — разделить «Газпром» на две компании: одна продает газ, другая его доставляет. Но на это, конечно, никогда не согласится «Газпром». Разрешить этот клубок противоречий властям будет непросто, особенно учитывая, что каждая сторона оправдывает свою позицию исключительно интересами государства. 

Источник: BFM.RU, 26.01.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики