Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: у Беларуси нет альтернатив российской нефти

Эксперт: у Беларуси нет альтернатив российской нефти

Ни в Иране, ни в Азербайджане невозможно найти сегодня большие свободные объемы нефти, доставка ее морем и железной дорогой будет стоить слишком дорого.

Для Беларуси не существует на сегодняшний день реальных альтернатив для замещения недостающих объемов российской нефти, считает первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при правительстве РФ, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В 2016 году РФ из-за нефтегазового спора с Беларусью недопоставила в республику около 6 миллионов тонн нефти — это более 20% от плановых объемов. Из-за этого ВВП страны показал спад на 2,6%. На 1 квартал 2017 года РФ обещает республике только 4 миллиона тонн нефти, что на 2 миллиона тонн меньше потребностей белорусских НПЗ. Уже в начале января президент Беларуси Александр Лукашенко поручил профильным чиновникам найти альтернативу российской нефти.

Вопрос не в объеме, а в цене

Как отметил Симонов, отвечая на вопрос Sputnik в рамках круглого стола в ММПЦ Sputnik, альтернативы российской нефти для Беларуси не просматривается. «Никаких альтернатив у Беларуси нет. Почему? Потому что это не только вопрос объема. Прежде всего, это вопрос цены. Не в первый раз Лукашенко заявляет эту тему, что Беларусь будет закупать другую нефть», — сказал Симонов.

Он напомнил, что Беларусь уже проходила в своей истории период, когда НПЗ пытались заместить российскую нефть сырьем из других стран. Первоначально это была венесуэльская нефть, затем она была заменена по своп-схемам нефтью из Азербайджана. Сырье поставлялось танкерами в порт Одессы, оттуда переваливалось в цистерны и далее по железной дороге следовало в Беларусь. Так прибыло несколько первых танкеров. Затем, в результате достижения договоренностей с Украиной, был переведен в реверсный режим нефтепровод «Одесса-Броды», и транспортировка азербайджанской нефти стала быстрей и дешевле. Однако вместо заявленных 8 миллионов тонн в год за два года в Беларусь было поставлено немногим более миллиона тонн нефти не из РФ. В 2011 году проект был свернут — из-за экономической неэффективности, а также потому, что вновь удалось договориться с РФ о более комфортных условиях поставок. Если в 2010 году главным условием РФ было то, что Минск может получить без пошлин только немногим более 6 миллионов тонн нефти, что достаточно для производства топлива на внутренний рынок, то в 2011 году эти ограничения были сняты.

Где же взять нужные объемы?

Рассуждая о замещении российской нефти сырьем из другой страны, Симонов исходит из того, что Беларусь будет стремиться найти альтернативу всей российской нефти, а не тем ее объемам, которых республике не достает. «Чтобы заменить российскую нефть, нужно взять нефть, сопоставимую по качеству в необходимых объемах. Выпадающий объем получается примерно 20 миллионов тонн. Это немаленький объем. Это 140 миллионов баррелей. Где вы такие объемы найдете сейчас на рынке?» — задал вопрос Симонов.

По его мнению, возможности Ирана по поставке на рынок больших свободных объемов нефти сильно преувеличены. «Почему, как вы думаете, Иран вошел в соглашение с ОПЕК на особых условиях? Потому что иранские власти понимают, что уже Иран во многом сделал рывок после снятия санкций, и все. Быстро он расти не будет, новых инвестиций в Иран не пришло, никакого нефтяного ренессанса нет. Уже прошло больше года, как сняли санкции, и, тем не менее, никакого ренессанса не происходит», — сказал Симонов, подчеркнув, что большие объемы иранской нефти на рынке будут лишними.

В Азербайджане лишней нефти просто нет, добавил эксперт. Более того, продолжил он, сейчас эта страна сокращает добычу в рамках соглашения с ОПЕК, в том числе и потому, что не может ее объективно нарастить. «Венесуэльская нефть? Да это бред», — высказался Симонов.

Стоимость транспортировки и украинский опыт

Симонов также предложил вновь подсчитать стоимость транспортировки иранской или азербайджанской нефти до белорусских НПЗ.

«Мы считали неоднократно — там вообще экономики нет никакой. Вы будете переплачивать. Это называется «назло бабушке отморозить уши», — сказал он. Эксперт заметил, что Украина сейчас занимается замещением российских поставок, и в этом плане она будет более успешной, потому что «она деньги не считает, как и с газом».

«У них переплата сейчас идет 50 долларов за тысячу кубов (газа — Sputnik). Если бы они брали газ не по реверсу, а у нас, они бы зимний сезон — декабрь-январь — сэкономили эти 50 долларов. А им плевать на это. То же самое и с нефтью», — пояснил эксперт. Он добавил, что сейчас Кременчугский НПЗ намерен перейти на переработку азербайджанской нефти, которую будет получать по нефтепроводу «Одесса-Броды».

«Если они сядут на это сырье, для белорусов даже места не будет. Во-первых, объемов на рынках таких нет. Во-вторых, в трубе места не будет. Но самое главное — вопрос цены. Там не будет экономии. Можно, конечно, в режиме „назло бабушке отморозим уши“, но в целом я реальных перспектив этого замещения вообще не вижу», — добавил он.

Какова на самом деле ситуация с «трубой»?

Между тем, как отмечают белорусские участники рынка нефтепереработки, белорусская сторона вела с Украиной предварительные переговоры о возможности возврата к прокачке азербайджанской нефти по трубопроводу «Одесса-Броды» до белорусских НПЗ. Фактически, Минск предлагал Киеву вернуться к схеме 2010-2011 годов, даже с учетом того, что условия контракта тех лет — «качай или плати» — были не слишком выгодными для белорусской стороны. Даже в том случае, если прокачка нефти не осуществлялась, Минск вынужден был оплачивать стоимость транзита. Это привело к тому, что в 2012 году контракт с «Укртрнаснафтой» был расторгнут из-за высоких издержек белорусской стороны и фактического сворачивания проекта по транспортировке азербайджанской нефти.

Сегодня Киев заинтересован в получении от Минска гарантированных объемов прокачки, и условие «качай или плати» выглядит еще более жестким: Украина уже имеет опыт того, как сложные и затратные мероприятия по развороту маршрута прокачки по «Одесса-Броды» завершились экономическим пшиком. Еще один вопрос, который пока не дает этому проекту Минска двигаться дальше — это технологическая нефть, которым заполнена идущая на Мозырь перемычка между «Одесса-Броды» и «Дружба». Пока Минск и Киев так и не решили, кому эта нефть принадлежит, между сторонами возник даже юридический спор, но разрешение его идет вяло. А о том, сколько труда и денег стоит привезти в Беларусь нефть «танкерами и ведрами», в Минске знают все. Поэтому ответа на требование президента пока нет: первый и единственный танкер из Азербайджана прибыл на МНПЗ морем и железной дорогой осенью прошлого года, и с тех пор больше никаких известий об этом нет.

Источник: Sputnik Беларусь, 29.01.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики