Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Принуждение к дружбе

Принуждение к дружбе

Нефтяной контракт с Китаем справедливо вызвал бурную дискуссию. Ведь это не только экономический вопрос, это еще и значимая внешнеполитическая тема. Поднимать проблему китайской угрозы долгое время считалось маргинально и даже неприлично. Теперь же об этом рассуждают все чаще и чаще. Расклад предельно прост. Китай — страна, для которой экономический рост менее 5-7% в нынешних условиях может оказаться катастрофой. Следовательно, рост спроса на энергоресурсы весьма вероятен. Китай уже уверенно входит в тройку крупнейших импортеров черного золота.

Наши военно-политические отношения крепнут. Россия даже пошла на ряд символических уступок — например, передала Китаю острова на Амуре и несколько раз защищала его интересы в ООН. Но Китай хотел бы дополнить наш диалог еще и серьезным энергетическим партнерством.

С одной стороны, новые рынки нам не помешают. С другой — состояние добывающего комплекса таково, что новый нефтяной друг может обернуться потерей старого. Вспомним недавнее признание министра энергетики Сергея Шматко в том, что добыча к 2013 г. может сократиться почти на 8%. В прошлом году падение нашего нефтяного экспорта составило 5,9%. Мы уступаем нефтяной рынок Европы.

При этом логика «Западная Сибирь для Европы, Восточная — для Азии» может и не сработать. Развитие добычных проектов на востоке сильно тормозится. Причем произошло это в том числе и по вине частных компаний. Правительство обещает налоговые льготы по восточным проектам, но они вряд ли изменят психологию нефтяников. Они хотят льгот по принципу «здесь и сейчас» вроде отмены экспортной пошлины, а длинные проекты считают слишком рискованными. У левой и правой оппозиции, кстати, также нет адекватных программ развития востока страны.

Сейчас уже действующий участок ВСТО работает в реверсном режиме. Но если ВСТО достроят, придется заниматься обратным процессом — брать часть нефти уже из западносибирских месторождений.

Еще любопытнее ситуация с газом. Сейчас собственное производство газа закрывает потребности Китая — в 2007 г. КНР произвела на 2 млрд куб. м больше, чем потребила. Но там понимают, что это лишь временная ситуация. Импорт газа будет расти так же быстро, как и нефти.

Мы уже обещали построить две газовые трубы в Китай. Это не считая возможного газопровода с Сахалина. Но возникает тот же вопрос: не придется ли в будущем сокращать европейский экспорт? Китай также увеличивает наши газовые риски в Центральной Азии. Не надо питать иллюзий, что газопровод из Туркмении в Китай строится только под новые проекты, — около 17 млрд куб. м Туркмения собирается дать из месторождения Малай, которое является ресурсной базой сегодняшних поставок. Китай также активно поддерживает политический режим в Северной Корее, который препятствует строительству газопровода в Южную Корею и созданию возможного восточного газового кольца, которое включило бы в себя и Японию. Это я к тому, что на энергетические рынки Азии есть разные дороги. И нужно считать политические последствия каждого пути.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: Ведомости, 03.03.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики