Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жадность погубит Польшу: Варшава хочет и укусить, и заработать на России

Жадность погубит Польшу: Варшава хочет и укусить, и заработать на России

Российская компания «Газпром» сократила прокачку газа через газопровод «Северный поток» и его европейское продолжение – газопровод Opal.

«Газпром» снова не может задействовать весь «Северный поток»

Это знаковое событие, поскольку польку в прошлом году европейские власти дали разрешение «Газпрому» на полное заполнение этих газотранспортных мощностей. 

Напомним, что Еврокомиссия вывела Opal из-под действия Третьего энергопакета, благодаря чему загрузка «Северного потока» осуществлялась только наполовину. 

В результате, «Газпром» получил право выкупать на соответствующих аукционах право на загрузку второй половины мощностей газопровода Opal и увеличить вдвое пропускные объемы главного своего проекта «Северный поток».

Решение Еврокомиссии оспорили поляки

Другой вопрос, что это решение в Европейском суде и суде немецкого города Дюссельдорф решила оспорить польская сторона, мотивируя свой протест тем, что это разрешение Еврокомиссии по Opal повредит загрузке газотранспортных магистралей Польши и приведет к серьезным бюджетным потерям для Варшавы. 

Интересно, что «Газпром» уже подал заявку об участии в этих разбирательствах в качестве заинтересованной стороны, но это, в свою очередь, не помешало тому, что в действие был введен судебный запрет на проведение аукционов по второй половине мощностей газопровода Opal.

По этой причине квоты на поставку газа через эту магистраль не были выкуплены, и она снова на половину должна стоять без дела.

Судебные разбирательства по этому иску находятся в разгаре и до решения судов пока далеко, но, как мы видим, поляки уже самим фактом данных юридических действий сумели вставить палки в колеса в деятельность российской компании.

Поляки не дают сократить риски украинского транзита

При этом, «Газпром» со своими немецкими партнерами, таким образом, просто пытался сократить риски транзита газа в Европейский союз через территорию Украины.

Отметим, что глава «Газпрома» Алексей Миллер на днях заявил, что в украинских газовых хранилищах объемы газа упали до критической черты, что напрямую поставило под вопрос стабильность поставок газа в страны Европы через территорию Украину.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что транзит газа через Польшу проходит не через сомнительную Украину, а по системе «Ямал-Европа».

Польский транзит начинается в Белоруссии, а не на Украине

«Мощность «Ямал-Европа» после выхода в Польшу из Белоруссии составляет 32,5 млрд кубометров газа в год, в то время, как через Украину всегда проходило гораздо больше газа. Только в 2015 году альтернативным маршрутом через украинскую территорию прошло 55 млрд кубов газа, а по 2016 пока не ясно – итоги года в этом вопросе на текущий момент не подведены, но цифры явно соответствующие», - констатирует Юшков.

В любом случае, как считает Юшков, через Украину идут гораздо большие объемы, чем через Польшу, куда выходит газопровод «Ямал-Европа», который на всем своем пути от российского месторождения в Евросоюз принадлежит «Газпрому».

«Кроме того, если углубляться в дела польского маршрута ситуация здесь совсем другая, нежели чем при транзите через Украину – в состав собственников местной газотранспортной системы входит «Газпром» вместе со своими европейскими партнерами. Поэтому непонятно, сколько тут достается государственному бюджету Польши, но эта сумма явно больше 1 млрд долларов в год, что достаточно много», - резюмирует Юшков.

Иск к «Газпрому» не имеет экономического смысла для Польши

Поэтому в этих своих исках, как считает Юшков, Польша во главу угла ставит политику, а не реальную экономическую целесообразность, поскольку свою долю газотранспортного транзита благодаря Opal она не потеряет, а на реверсе газа из Германии на Украину может заработать достаточно хорошие деньги.

«Здесь Варшава идет по пути Киева и пытается непонятно зачем политизировать энергетику, ведь поляки даже сейчас планируют зарабатывать не только на транзите российского газа, но и на других подобных схемах. В частности, это реверс и планы на то, чтобы отказаться от долгосрочного контракта с «Газпромом» после окончания нынешнего соглашения с российской стороной», - заключает Юшков.

Речь здесь, как утверждает Юшков, идет о том, что поляки собираются закупать российский газ у немецких трейдеров.

«Причина тут рациональная, поскольку зачастую на немецком рынке газ стоит дешевле тех цен, по которым Польша закупает его у «Газпрома», - констатирует Юшков.

Это также тема постоянной критики Варшавой «Газпрома» и польских требования единой цены для всех европейских потребителей, поскольку российская сторона делает немецким партнерам серьезную скидку ввиду того, что Германия закупает в России самые большие объемы газа.

«Впрочем, с немецкими трейдерами  у поляков здесь есть целая «серая схема» – поляки хотят формально закупать газ по контракту в Германии, но забирать его сразу с «Ямал-Европы», когда он идет по немецкому контракту в Евросоюз, т.е. поляки желают сэкономить, как на цене газа, так и на цене прокачки газа», - резюмирует Юшков.

Поэтому сотрудничество «Газпрома» и Германии, как уверен Юшков, на практике Польше очень выгодно, но политика берет свое и Варшава занимается этими странными делами.

О перспективах судебного разбирательства пока говорить сложно, но польские требования «шиты белыми нитками», поскольку в качестве аргументации они приводят свой терминал СПГ как альтернативный источник газа, в рамках которого заключен только один долгосрочный контракт на поставку газа с Катаром и где цены в два раза выше, чем отпускные для Польши у «Газпрома».

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики