Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба и реактор: с чем Путин летит в Будапешт

Труба и реактор: с чем Путин летит в Будапешт

В ходе визита в Будапешт 2 февраля президент РФ Владимир Путин и премьер Венгрии Виктор Орбан обсудят совместные газовые и атомные проекты. Каковы интересы сторон, выясняла DW.

2 февраля в Будапеште состоится встреча президента России Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Ожидается, что в числе прочих вопросов они обсудят сотрудничество в сфере энергетики. Главным образом речь пойдет о поставках российского газа в Венгрию после 2021 года, когда истекут действующие контракты «Газпрома», и о совместном строительстве двух новых энергоблоков на атомной электростанции «Пакш».

Контракты претерпят изменения

Венгрия получает российский газ по долгосрочным контрактам, первый из которых был подписан более 20 лет назад. Всего на сегодняшний день действуют четыре контракта, два — до 2019 и два — до 2021 года, сообщается на сайте «Газпрома».

Компания реализует свою продукцию на венгерском рынке через посредника Panrusgas Gas Trading Plc., в которой владеет 40 процентами акций. Совокупно по этим контрактам, по данным «Газпрома», в страну поставляется около 4,2 млрд кубометров газа в год.

BP в своем Energy Outlook дает немного другие цифры. «В 2015 году Венгрия потребила 8,9 млрд кубометров, 5,8 из них — из России», — уточняет со ссылкой на доклад ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. При этом, по его словам, больше ни у кого Венгрия газ не закупает, а оставшиеся примерно 3 млрд кубов добывает сама.

По мнению Юшкова, контракты с Россией будут продлены минимум на 10 лет, однако в них, вероятно, будут внесены изменения в части формулы цены и принципа take-or-pay («бери или плати»). Об этом, по его словам, можно судить по практике новых переподписаний с другими европейскими потребителями, в частности, с Италией. Формула с большей долей вероятности будет иметь меньшую привязку к ценам на нефть и большую к споту, а принцип take-or-pay и вовсе исчезнет.

Альтернативы и преимущества

Эксперт полагает, что в силу географического положения, у Венгрии практически отсутствуют альтернативы российскому газу. «Выхода к морю, как, например, у Польши, у Венгрии нет, отсутствуют СПГ-терминалы (терминалы для приема, хранения и преобразования сжиженного природного газа. — Ред.), азербайджанский газ к ним не дойдет. Поэтому Венгрии удобно получать газ напрямую из России», — заявил он DW.

Таким образом, пока нет ясности с конечным маршрутом «Турецкого потока», основной газоносной артерией для Венгрии остается газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, идущий из Ямало-Ненецкого автономного округа через Марий Эл на Украину. При этом, по словам Юшкова, в венгерском случае украинское звено — это большой плюс, поскольку оно дает Венгрии возможность зарабатывать на реверсных поставках газа Киеву. «Они получают газ из России и продают его часть украинцам с ценовой надбавкой. Это хороший заработок для них. В основном это делают частные компании, но они платят налоги, так что это неплохо для венгерского бюджета», — отмечает он.

АЭС «Пакш»: от советских к российским реакторам

Еще один масштабный энергетический вопрос, который, вероятно, будет обсуждаться Путиным и Орбаном, — это проект совместного строительства двух энергоблоков (пятого и шестого) на АЭС «Пакш». Россия еще в 2014 году согласилась выделить Венгрии кредит до 10 млрд евро на эти цели. Первый энергоблок АЭС «Пакш», обеспечивающей сегодня до 40 процентов потребностей Венгрии в электроэнергии, был построен в 1982 году при непосредственном участии Советского Союза. С тех пор на станции было установлено четыре реактора российского типа (ВВЭР мощностью 440 МВт).

«Приближается срок окончания их эксплуатации. Венгры решили менять их на два новых российских реактора мощностью 1200 МВт. «Генподрядчиком должно стать подразделение „Росатома“, хотя участвовать в проекте будут и венгерские, и западноевропейские компании», — сообщил DW директор автономной некоммерческой организации «АтомИнфо-Центр» Александр Уваров. По его мнению, выбор был продиктован тем, что на станции уже стоят российские реакторы, поэтому вполне оправданно менять их на аналогичные.

«Во-первых, удобнее работать с техникой, которая уже знакома. Во-вторых, с точки зрения безопасности плохо, когда на одной площадке стоят принципиально разные реакторы, а такая ситуация возникнет, пока старые реакторы еще будут работать, а новые уже будут введены в эксплуатацию», — объясняет он. Вероятно, немалую роль в пользу выбора Венгрией российского партнера сыграл и кредит, который покроет львиную долю расходов на проект.

Работы хватит на 100 лет

Впрочем, об альтруизме со стороны Москвы речь не идет. «После того, как блоки будут построены, в течение долгого времени, а, возможно, и всего срока жизни реакторов (он сегодня достигает 80-100 лет), будут действовать контракты на обслуживание. И это не только топливо, но и обслуживание оборудования, модернизация и так далее. То есть „Росатом“ обеспечивает себя работой лет на 100», — говорит Уваров.

Дополнительная выгода, по его словам, заключается и в том, что Венгрия, имеющая хороший научный потенциал в атомной отрасли, остается «в зоне культуры российского типа реакторов». Наконец, еще один плюс для России заключается в том, что сегодня внутри страны развитие энергетики тормозится: пересматриваются программы, в том числе по атому. Этим также объясняется стремление «Росатома» на внешние рынки.

До недавнего времени порывы российских атомщиков сдерживала Еврокомиссия, с января 2016 года проводившая расследование по проекту из-за подозрений в различных нарушениях антимонопольного характера. Однако три месяца назад со ссылкой на премьер-министра Венгрии Яноша Лазара появились сообщения о том, что строительство одобрено. Лицензия может быть выдана уже этой весной. Не исключено, что более точные сроки и другие детали проекта будут озвучены уже 2 февраля.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 01.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики