Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > OPAL или пропал: как Польша мешает «Газпрому» снизить транзит газа через Украину

OPAL или пропал: как Польша мешает «Газпрому» снизить транзит газа через Украину

«Газпром» сократил прокачку газа по «Северному потоку» и его восточному отводу OPAL из-за судебного запрета, который наложили на российский концерн по иску польской нефтегазовой компании PGNiG. Эти объемы «Газпром» планировал нарастить за счет уменьшению транзита российского газа через Украину. Какие основания были у Варшавы воспротивиться такому желанию? Выясняло Федеральное агентство новостей.

В конце октября прошлого года Еврокомиссия разрешила «Газпрому» увеличить прокачку газа через трубопровод OPAL — фактически продолжение «Северного потока» на суше. С 2011 года «Газпром» использовал OPAL лишь на 50%, этого требовали нормы третьего энергетического пакета. Остальное предлагалось отдать на откуп другим поставщикам. До недавнего времени концерн мог увеличить свои мощности прокачки через специальный аукцион, оставляя 10–20% другим поставщикам и не нарушая европейское законодательство.

Варшаве такое решение не понравилось. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский прямо заявил, что Польша будет блокировать передачу газопровода России. Мол, если «Газпром» начнет активно использовать OPAL, то газопровод Ямал — Европа  потеряет свое значение. 

«Для «Газпрома», понятное дело, это вынужденная мера. Европейский суд пока запрещает использовать механизм аукциона. Польша здесь преследует исключительно политические цели, здесь нет никакой экономической логики: Польше, наоборот, было бы выгодно, если бы Германия стала газовым европейским хабом. Чем больше газа будет завязано на Германии, тем очевиднее вероятность того, что на стоковом рынке можно будет купить дешевый газ. Поляки могли покупать этот дешевый российский газ у немецких трейдеров и отбирать те объемы, которые эти трейдеры получают через газопровод Ямал — Европа, который проходит и через территорию Польши. Была бы экономия на прокачке», — комментирует эксперт по нефти и газу, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

По его словам, вместо этого Польша хочет показать свою якобы энергетическую независимость от «Газпрома». Варшава не собирается продлевать долгосрочный контракт на поставку газа и при этом не собирается продлевать еще и на транзит. Получается какая-то нелепица.  

«Абсурд: видимо, поляки не подумали, что сами сказали. Они еще хотят продемонстрировать, что тот СПГ-терминал, который они построили в Свиноуйсьце, им крайне выгоден, что его надо загружать и переходить на закупки СПГ. Но мы видим практический пример: несмотря на наличие терминала, долгосрочные контракты на его использование — кабальные. Газ Варшава получает дороже, чем ей мог выделить «Газпром». На момент подписания Польша обязалась платить Катару 800 долларов за тысячу кубометров, а у «Газпрома» покупала по 400 долларов. Сейчас они пытаются показать, что трубопроводный газ — это архаично», — продолжает эксперт ФАН. 

Та же самая Литва много говорит про СПГ-терминал, но почему-то в 2016 году половину газа закупает в России. Зима, наоборот, покажет, что важно иметь надежного поставщика в виде «Газпрома», и те политические элиты, что раньше выступали за сотрудничество с Россией, но были в меньшинстве, сейчас получат более выигрышную позицию.

«И антимонопольное расследование против «Газпрома» заканчивается в пользу концерна, и Еврокомиссия ранее разрешила загрузить OPAL. Польша в своем иске сама себе противоречит. С одной стороны, она говорит о том, что, предоставляя дополнительные объемы по прокачке по «Северному потоку», Европа как бы подпадает под большую зависимость от российского газа. С другой стороны, они говорят, что такое положение дел подрывает экономическое состояние Украины, то есть мы с Киева снимаем объемы и переводим на «Северный поток». Но если мы увеличиваем зависимость Европы, тогда должны появиться дополнительные объемы и новые контракты? И где же они? Как дозагрузка «Северного потока» может ударить по Польше? Большие шансы, что «Газпром» выиграет в конечном счете это разбирательство с Польшей и увеличит объемы поставки через газопровод», — добавляет Юшков.

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 01.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики