Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем «Нафтогаз Украины» хочет засекретить цены на газ из Европы

Зачем «Нафтогаз Украины» хочет засекретить цены на газ из Европы

«Нефтегаз Украины» предлагает засекретить данные о ценах на реверсный газ из Европы, чтобы скрыть гигантские переплаты и провалы руководства компании, считают эксперты. Напомним, что «Нафтогаз Украины» попросил парламент засекретить ценовые условия контрактов, по которым она закупает «голубое топливо» у европейских поставщиков. Национальная компания мотивирует свою просьбу тем, что из-за открытых данных о ценах газ для украинских потребителей может подорожать. Как сообщила пресс-служба компании, раскрытие данных ухудшит ценовые предложения и часть поставщиков может отказаться от работы с Киевом из-за чувствительности информации. По данным «Нафтогаза Украины», европейские поставщики считают, что раскрытие коммерческой информации подобного уровня беспрецедентно для европейского рынка и не требуется в странах ЕС. Действительно на Украине действует закон об открытости использования публичных средств и обязательному раскрытию подлежит информация о стоимости договора, цене за единицу купленной продукции и о количестве товаров или услуг. Однако, по мнению экспертов, мотивировка «Нафтогаза Украины» не выдерживает никакой критики, так как цены по контрактам и так никогда не публикуются.

«Нафтогаз Украины» не открывает цены по каждому из контрагентов. Во-первых, никто не знает контрагентов. Во-вторых, цена раскрывается в агрегированном виде, то есть сравнить позиции цена/объем не представляется возможным", — говорит директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что «Нафтогаз Украины» при этом весьма избирательно публикует средние закупочные цены на реверсный газ.

«Поэтому, скорее всего, это попытка прекратить утечку информации даже о средних ценах из других источников, которые имеют доступ к контрактам и делают выводы на основании них», — предполагает эксперт. Например, из министерства экономического развития Украины, которое регулярно публикует данные о средней цене закупаемого на Украину реверсного газа из ЕС. Как уже сообщало EADaily, в январе ведомство сообщило о том, что в декабре страна закупала газ из Европы по $ 230 за тысячу кубометров. «Газпром» при этом предлагал Украине газ по $ 180. 

«Желание украинской компании засекретить данные о цене реверсного газа очень забавно, учитывая, что Украине было бы очень выгодно рассказывать о дешевом европейском газе, и убийственно раскрывать, сколько он стоит на самом деле, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По его мнению, идея «Нафтогаза Украины» — дополнительное свидетельство того, что Киеву есть, что скрывать от своих граждан.

«Но есть еще Стокгольмский арбитраж, где рассматриваются взаимные претензии „Газпрома“ и „Нафтогаза“, в том числе вопрос справедливости цен на газ по контракту. И скрыть эту информацию от арбитров не удастся. Она же однозначно свидетельствует о том, что украинский госконцерн платит европейским трейдерам значительно дороже, злостно не выполняя обязательств по контракту с Газпромом. Без реальных неполитических оснований», — резюмировал замдиректора ФНЭБ.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский говорит, что у руководства «Нафтогаза Украины» может быть еще две причины для того, чтобы засекретить цены.

«Одна из них — скрыть просчеты при контрактовании (у европейских поставщиков — прим. ред.), как это было во 2−3 кварталах прошлого года. Они ждали понижения цены, а в итоге проспали закупку более дешевого газа в ЕС для закачки в ПХГ, — рассказывает Валентин Землянский. — Другая причина — цены на закупаемый газ идут вверх и, видимо, „Нафтогаз“ пойдет на инициирование роста тарифов для населения после отопительного сезона. Их удобно мотивировать ростом цены импорта, а насколько она выросла — ссылаться на гостайну».

Источник: EADaily, 01.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики