Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая дипломатия. «Газпром» ставит на Узбекистан, но рискует потерять Европу

Газовая дипломатия. «Газпром» ставит на Узбекистан, но рискует потерять Европу

Проблемы в переговорах с Туркменией побуждают «Газпром» продлить соглашение о закупках с соседним Узбекистаном. По данным Лайфа, российский концерн рассчитывает продлить контракт на закупку газа в Узбекистане в рамках первого визита избранного в декабре президента Шавката Мирзиёева в Москву.

Визит узбекского лидера планируется в марте-апреле этого года, говорил недавно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Как узнал Лайф, в рамках визита между двумя странами будет подписан ряд соглашений в области туризма, здравоохранения, образования, медицины, химии, военно-технического сотрудничества, миграционной политики, а также энергетики. Одной из центральных тем для переговоров станут именно энергетические соглашения, в частности продление с Узбекистаном договора о газовых закупках.

— Новый контракт будет заключён как минимум до 2022 года, объёмы поставок пока обговариваются, — рассказал Лайфу источник в монополии.

Заключение контракта очень важно для «Газпрома»: в силу отдалённости собственных месторождений в Средней Азии компания вынуждена импортировать газ из соседних стран, доставка из которых выходит дешевле, чем транспортировка с собственных, пояснял в 2013 году глава концерна Алексей Миллер.

По факту Средняя Азия является для «Газпрома» единственным регионом, где он вынужден закупать газ при избытке собственных добывающих мощностей примерно в 200 млрд куб. м, или 30%. Кроме Узбекистана часть поставок «Газпрому» обеспечивали Казахстан с Туркменией.

Но в 2014 году, когда цены на нефть резко пошли вниз, «Газпром» объявил о начале «оптимизации закупок» газа в Средней Азии, то есть их сокращении. Причиной для снижения послужила дороговизна среднеазиатского газа, говорили близкие к компании источники.

Впрочем, свои планы претворять в жизнь концерн не торопился, сначала попытавшись сторговаться с поставщиками о более низких ценах на голубое топливо. Но договориться удалось не со всеми — отказалась Туркмения. В результате «Газпром» значительно сократил объёмы закупки газа из Туркменистана, а в январе 2016-го и вовсе разорвал контракт. С июня 2015 года стороны судятся в Стокгольмском арбитражном суде, где «Газпром» требует пересмотреть цены на туркменский газ с 2010 по 2015 год и возвращения переплаченных $2 млрд.

Разница в стоимости узбекского и туркменского газа достигает минимум $100 за тысячу куб. м. По данным «Газпрома», туркменский газ обходился ему в $240 против $140 при закупке у Узбекистана. Впрочем, большого энтузиазма у «Газпрома» в закупках газа у Узбекистана не наблюдается: объёмы поставок постоянно падают. Если в 2015 году «Газпром» импортировал оттуда 6,3 млрд куб. м газа, то в 2016-м он планировал купить всего 4 млрд куб. м.

Вероятно, именно отказ Туркмении от пересмотра стоимости газа объясняет заключение длительного контракта с Узбекистаном, считают собеседники Лайфа. Если бы о снижении стоимости удалось договориться, скорее всего, поставки упали бы именно из Узбекистана, говорит глава Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Стерн.

— Туркмения считается одной из самых богатых газом стран мира с запасами в 13,4 трлн куб. м. Она уже экспортирует газ в Китай и хотела бы отправлять его в Европу. Выкупая газ у Туркмении, «Газпром» мог бы гарантировать себе отсутствие потенциального конкурента при поставках на эти два направления, — считает эксперт.

Исторически «Газпром» стремился выкупать среднеазиатский газ, причём прежде всего туркменский, чтобы он не пошёл на экспорт в Европу или Китай, замечали эксперты энергетического центра бизнес-школы «Сколково». Узбекский газ такой опасности не представляет: он поставляется только в Казахстан и Россию и других выходов пока не имеет, добавляет Стерн. Европа хотела, чтобы Туркмения присоединилась к проекту «Южный коридор», по которому в 2019 году через Турцию в ЕС должен пойти газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Что касается Китая, то ему туркменский газ поставляется ещё с 2009 года.

— Если поставки не возобновятся, это может послужить для Туркмении поводом увеличить прокачку в Китай и начать поставки в ЕС, что может помешать «Газпрому» в будущем планируемом увеличении поставок по этим направлениям, — отмечали эксперты Оксфордского института энергетических исследований.

Но, даже если поставки начнутся, Туркмения едва ли сможет конкурировать с Россией по объёму поставок в Европу или Китай. Суммарный экспорт Туркмении в Иран и Китай не превышает 48 млрд куб. м газа в год, в то время как экспорт «Газпрома» в Европу, по данным BP на 2015 год, достигает 160 млрд куб. м. С учётом того, что у «Газпрома» имеются резервные мощности в 200 млрд куб. м, шансы на завоевание европейского рынка у Туркмении близки к нулю.

— В ближайшей перспективе у Туркмении не найдётся свободных мощностей для продажи в Европу или наращивания поставок в Китай, — считает Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. — «Газпром» является гарантом снабжения газом Киргизии, и именно узбекский газ помогает нам эти обязанности соблюдать.

Между тем несговорчивость дорого обходится Туркмении, богатая газом республика теряет потенциального инвестора в лице «Газпрома».

— Если бы не было конфликта, «Газпром» мог бы вложиться в местные месторождения для экспорта газа с них в Иран, использовать своповые схемы: поставляя ему газ в северные регионы, в обмен «Газпром» мог бы получать иранский газ на юге страны, — предполагает Стерн.

Пока же монополия предпочитает инвестировать в Узбекистан: по данным Лайфа, «Газпром» почти финализировал соглашение о разделе продукции (СРП) по разработке газоконденсатного месторождения «Джел» в Узбекистане (запасы порядка 10 млрд куб. м), последние документы могут быть подписаны на встрече президентов, рассказывает Лайфу правительственный источник. Кроме «Джела» «Газпром» уже ведёт работы на нескольких проектах («Шахпаты», а также несколько блоков в Устюртском регионе).

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 03.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики