Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» торопится построить Nord Stream-2 ради преимущества перед Киевом»

«Газпром» торопится построить Nord Stream-2 ради преимущества перед Киевом»

Эксперт рассказал о будущих вызовах для проекта

«Газпром» торопится реализовывать свой проект «Северный поток-2» по дну Балтийского моря в Германию. Тем более, что в 2019 году заканчивается контракт между Россией и Украиной по поводу транзита российского голубого топлива, и «Газпром» хочет быть в выгодных переговорных условиях. Об этом заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью ИА REGNUM.

По словам эксперта, европейские компании не потеряли интерес к проекту «Северный поток-2». Подтверждением эту служит, например, то, что ранее ЕК разрешала «Газпрому» увеличить загрузку ответвления «Северного потока» OPAL. К тому же физически реализация «Северного потока-2» уже началась.

«Просто «Газпром» спешит, потому что в 2019 году заканчивается контракт на транзит газа через Украину. И вот к этому сроку «Газпром» хочет построить альтернативный маршрут для того, чтобы во время переговоры, например, о продлении возможных поставок на Украину, иметь наиболее выгодное положение. Поэтому я думаю, что он очень спешит. Ему нужно реализовывать проект», — отметил аналитик, отвечая на вопрос о том, что в 2017 году «Газпром» вложит 111 млрд рублей в строительство газопровода, что в полтора раза больше, чем ранее планировалось.

Также ранее ИА REGNUM сообщало, что 1 февраля этого года «Газпром» приобрел еще 50% Nord Stream 2 AG, предприятия, созданного для планирования, строительства и дальнейшей эксплуатации газопровода «Северный поток-2». Российская компания выкупила 50% долю у компании Gazprom Gerosgaz Holdings B.V. Таким образом, «Газпром», стал стопроцентным владельцев Nord Stream 2 AG. Сумма сделки составила 30 млн швейцарских франков.

Как отметил ведущий аналитик ФНЭБ, это событие является технической частью решения, которое было принято ранее. Так, «Газпром» уже владел 50% долей Nord Stream 2 AG, когда польский регулятор заблокировал создание совместного предприятия. Остальные 50% российская компания хотела разделить между своими партнерами. Но так как суд запретил это делать, было объявлено, что компания-оператор морской части «Газпром» будет владеть единолично. Поэтому сейчас, по сути, произошло закрытие сделки.

«Здесь вопрос появляется в том, в каком формате европейцы будут принимать участие в этом проекте. Они, по идее, должны взять на себя теперь строительство сухопутной части этого проекта: расширение OPAL и других газопроводов, которые будут на территории Евросоюза. Потому что «Газпром» по нормам Третьего энергопакета не имеет права там владеть долей большой. Поэтому здесь это, скорее, результат переформатирования этого проекта. Вот от СП он приходит к разделениям, можно сказать, по географии: морскую часть берет на себя, а сухопутную оставляет европейцам», — пояснил Игорь Юшков.

Он отметил, что сухопутная часть — это самый большой вопрос, так как непонятно, в каком формате европейские компании будут строить ее. По нормам Третьего энергопакета, «Газпром» просто должен проинформировать Еврокомиссию о том, что построить трубы к границам ЕС к определенному времени. А Евросоюз, в свою очередь, должен на собственные деньги построить инфраструктуру.

Однако проблема заключается в следующем: ЕС не будет выполнять нормы собственного законодательства, ссылаясь на то, что нет подзаконных актов о механизме финансирования этой строки Третьего энергопакета. В этом случае «Газпрому» приходится брать организаторскую часть на себя и договариваться с европейскими компаниями о том, как они будут финансировать «Северный поток-2» на территории Германии и других стран Евросоюза.

«Поэтому думаю, надо смотреть, как они будут выстраивать отношения с европейцами в рамках сухопутного газопровода. Считаю, что «Газпром» должен браться и дирижировать тем, в каком формате европейцы должны финансировать расширение газопроводной сети», — подытожил аналитик.

Источник: ИА REGNUM, 03.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики