Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как сокращение поставок российской нефти повлияет на Белоруссию

Как сокращение поставок российской нефти повлияет на Белоруссию

Сокращение поставок российской нефти до 12 млн тонн в год повлияет на Белоруссию. Белоруссия перерабатывает российскую нефть и отправляет нефтепродукты на экспорт, так зарабатывает.

Последние годы Россия позволяет оставлять экспортную пошлину за вывоз нефтепродуктов в белорусском бюджете, раньше был конфликт. Мы предлагали: либо поставляем нефть и взимаем экспортную пошлину на границе России и Белоруссии, либо поставляем на заводы дешевую нефть, но когда вы отправляете нефтепродукты в Европу, экспортную пошлину за вывоз нефтепродуктов вы перечисляете в наш бюджет. Такая практика существовала, соответственно, наш бюджет пополнялся.

Когда создавался ЕАЭС, Белоруссия высказала свои требования, чтобы она согласилась в него вступить: «Мы войдем в этот союз, но за это позвольте нам немного подзаработать и направлять экспортную пошлину в свой бюджет». И до сих пор они направляют ее в свой бюджет. 

Это довольно выгодно: мы продаем им нефть по очень низким ценам, примерно на $10 с каждого барреля дешевле, чем она стоит на рынке. Соответственно, чем меньше Россия будет поставлять нефти, тем меньше Белоруссия сможет поставлять нефтепродуктов на экспорт. Около 7 млн тонн Белоруссия потребляет внутри страны. Получается, что около 5 млн тонн останется, которые они смогут перерабатывать и отправлять в Европу. Это существенно ударит по их бюджету.

Я думаю, что белорусская сторона нагнетает, обостряет эту тематику, чтобы точно обсудить этот вопрос на переговорах с Владимиром Путиным. Если сейчас не договариваются по газу, то продолжается история с сокращениями поставки нефти. Основная проблема: мы не можем решить, какую цену на газ мы должны друг другу выставлять, а нефтяная проблематика используется как рычаг давления друг на друга. Россия сокращает поставки нефти, чтобы заставить их пойти на свои условия по газу. Надо решить газовую проблематику, а нефтяная снимется сама собой. Если вдруг не снимется, то белорусы вернутся к вопросу о том, сколько стоит прокачка нефти через их территорию в Европу.

Вопрос альтернативных поставок упирается в вопрос цены. По железным дорогам — пожалуйста. Белоруссия может гнать через Украину, через Прибалтику любые объемы, насколько это позволит пропускная способность железных дорог. Несколько лет назад они подобное уже демонстрировали: в Венесуэле закупали нефть, гнали ее через весь мир, отгружали сначала в Одессе, потом в Прибалтике, на железную и катили до своих НПЗ. Потом Белстат публиковал данные по стоимости венесуэльской нефти. Оказалось, что она почти в два раза дороже, чем российская.

Азербайджан, Иран — все готовы продать нефть, ни у кого проблем с этим нет. Но они не будут отдавать ее бесплатно. Они предложат обычную рыночную цену, которая будет гораздо дороже российской цены на нефть, так как стоимость доставки также будет значительно выше. Какой смысл? Те нефтепродукты, которые Белоруссия получит из такой дорогой нефти, не могут быть проданы с выгодой. С таким же успехом можно купить нефть и переработать ее в Европе, там полно пустующих НПЗ. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 03.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики