Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что хотел сказать России Лукашенко?

Что хотел сказать России Лукашенко?

3 января состоялась ежегодная пресс-конференция Александра Лукашенко, на которую были приглашены журналисты, эксперты, представители партий, конфессий и общественных объединений Беларуси. В «большом разговоре» Лукашенко заявил о многовекторности Беларуси, обвинил российских олигархов в разрушении Союзного государства и потребовал завести уголовное дело против российского чиновника Сергея Данкверта. Вместе с тем, Лукашенко опроверг вбросы о выходе Беларуси из евразийского проекта. Что стоит за заявлениями Лукашенко? 

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов (Россия):

- Конфликт заключается в том, что в 2016 г. Беларусь в одностороннем порядке изменила формулу расчета цен на газ, хотя есть контракт между «Газпромом» и белоруской стороной. А поскольку деньги они перечисляют авансом, соответственно, стали платить столько, сколько считают нужным. И образовался долг, который сначала достиг $300 млн, после чего российская сторона начала переговоры по новой формуле.

Что самое удивительное: насколько мне известно, к лету была договоренность о новой формуле цены, и было понимание с российской стороны, на какие уступки мы готовы идти. Лукашенко практически получил требуемую цену. Там речь шла, что скоро произойдет переход на внутрироссийскую цену. Самое главное, на чем настаивал Лукашенко, – это чтобы цена была привязана не к Европе по принципу нетбэка, то есть цена откладывалась от европейской с вычетом расходов и прочих вещей, а наоборот, она бы плюсовалась к внутрироссийской цене. А российские цены растут крайне слабо, практически не растут. Потом она должна была уравняться с российскими ценами, и Беларусь смогла бы получать газ по цене Смоленской области. И там был момент, что мы [Россия – «ЕЭ»] соглашаемся с новой формулой цены, но вы заплатите за потребленный газ по старой цене. Но А. Лукашенко сначала соглашался, но затем отказался. И сейчас долг превысил полмиллиарда [долларов – «ЕЭ»].

В 2016 г. Россия сократила поставки нефти в Беларусь. В итоге у нас по 2016 г. поставки упали на 20% – для Беларуси это много. Они хотели потреблять 23-24 млн [тонн нефти – «ЕЭ  »] – получили 18. Это серьезный удар по белорусскому бюджету. Лукашенко об этом и говорил – мы же спорили про газ, а вы ударили по нефти. Хотя, что значит ударили? Лукашенко с начала года ввел новые тарифы на транспортировку нефти по территории Беларуси. Тогда Россия опять заявила, что никаких 24 млн в 2017 г. Беларусь не получит на переработку. В этом плане у нас нет обязательства 24 млн поставлять на белорусские заводы, Россия здесь никаких контрактных обязательств не нарушает. А Беларусь их нарушила уже дважды.

У нас две крайности присутствуют. Одна крайность – Беларусь – братская страна, давайте везде пойдем на уступки. Другая крайность – давайте с ними исходить из мировых цен. Мы прекрасно понимаем, что с Украиной так и пытались строить отношения по принципу «мы с вами, как на мировом рынке, ничем не связанные партнеры». Кончилось это известными проблемами. Понятно, что Беларусь выполняет ряд политических функций. Вопрос всегда в цене и себестоимости этих историй. 

При расчетах надо смотреть не только на цены на энергоносители, но и, например, на атомную станцию которую мы строим на свои деньги. Причем большой вопрос, для чего она нам нужна. Поэтому история с Беларусью сложная и комплексная, и самое удивительное, что никто никогда на эту проблему комплексно не смотрел и все это дело не обсчитывал – по крайней мере, я такого не видел ни разу. 

Источник: Евразия.Эксперт, 06.02.2017

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики