Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заседание продолжается: «подводные камни» нефтегазового спора Белоруссии и России

Заседание продолжается: «подводные камни» нефтегазового спора Белоруссии и России

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович рассказал, что подвижек в переговорах с Белоруссией по газовому вопросу нет, Москва по-прежнему ждет оплаты за поставленный в 2016 году газ. При этом правительство не хочет комментировать заявления белорусского президента о недопоставках нефти.

«Рычаги давления на Минск в нефтегазовом споре у Москвы есть, и они весомые, но российская сторона не хочет их задействовать, — рассказал ФБА „Экономика сегодня“ ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — Практика показала, что споры РФ и Белоруссии за последние 20 лет всегда заканчивались компромиссом — есть все основания думать, что он будет найден и в этот раз. Обычно президент Белоруссии Александр Лукашенко выставлял требования о значительных уступках, и Москва шла навстречу. Но получал Минск существенно меньше изначально заявленного. Вероятнее всего, подобное произойдет и в этот раз — цены на российский газ для Белоруссии будут снижены, но совсем не до того уровня, какого требует Лукашенко».

Ранее Аркадий Дворкович объявил, что Москва все еще ждет предложений от белорусских коллег по урегулированию нефтегазового спора — подвижек в решении конфликта все еще нет. Чиновник добавил: Россия все еще ждет от союзного государства оплаты за газ, поставленный в 2016 году, согласно контрактным обязательствам. В конце минувшей недели Александр Лукашенко в своем выступлении обвинил в споре российскую сторону и заявил, что цены на газ должны быть пересмотрены. Москва не стала комментировать это заявление, равно как и претензии Лукашенко к Кремлю за снижение поставок нефти.

«Белорусская экономика в значительной степени зависит от этого сырья — оно перерабатывается на НПЗ, нефтепродукты реализуются в Европу. Москва продает Минску нефть беспошлинно — то есть на каждой купленной тонне „черного золота“ белорусские предприятия экономят порядка 90 долларов. Это серьезные цифры. Вот уже много лет Украина не имеет возможности покупать российскую нефть без пошлин — в результате вся нефтепереработка страны фактически умерла, сохранился в работоспособном состоянии лишь Кременчугский НПЗ, перерабатывающий минимум сырья. Все топливо Украина покупает у Белоруссии. Если Минск лишится контракта на дешевую российскую нефть, нефтеперерабатывающую промышленность страны ждет украинский сценарий», — отмечает эксперт.

Нефтегазовый спор: перспективы и последствия

Нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией длится с начала 2016 года, когда Минск заявил о несправедливости цены на российский газ и в одностороннем порядке стал платить за него по меньшей цене. Россия в ответ снизила поставки нефти в Белоруссию, связав это с недоплатой за газ и с недопоставками нефтепродуктов в РФ. Изначальные договоренности предусматривали поставку 24 миллионов тонн нефти ежегодно. Впоследствии поставки сократились до 18 миллионов тонн, в первом квартале 2017 года объем упал до 4 миллионов, что по итогам года выйдет в 16 млн тонн. Лукашенко заявил, что белорусская сторона обратилась по этому поводу в суд, однако подробностей и места рассмотрения иска разглашать не стал.

«Россия не хочет портить отношения со стратегическим союзником, но Минск сознательно идет на обострение ситуации. Хотя Лукашенко прекрасно понимает: найти альтернативу поставкам беспошлинной российской нефти ему не удастся, и в случае потери этого контракта экономике РБ будет нанесен серьезный удар. Однако он стремится получить максимум выгоды от России, манипулируя единственным козырем — в случае невыполнения требования Минск „уйдет на Запад“. Впрочем, этот мотив не нов — президент Белоруссии использует его в переговорах с Москвой с 1990-х годов.

Сейчас Лукашенко требует, чтобы Белоруссии поставляли газ по той же цене, по какой его получает Смоленская область РФ. Есть регионы, которые платят за сырье дороже — к примеру, Ленинградская область. На такие уступки Москва, естественно, не пойдет. Однако определенные преференции Лукашенко, скорее всего, получит — ему совсем невыгодно рвать отношения с Москвой, потому компромисс неизбежен.

Вероятно, Белоруссия выплатит долг за поставленный газ, но эта сумма будет частично замещена другими договоренностями. Получит Минск и определенную скидку на газ, но совсем не в желаемом объеме — по цене Смоленской области „голубое топливо“ покупать РБ не дадут. Поставки беспошлинной нефти же, как только Лукашенко пойдет на уступки, возобновятся в прежних объемах», — заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 07.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики