Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньги на бочку. Зачем «Газпром» лоббирует «Северный поток — 2» в Конгрессе США

Деньги на бочку. Зачем «Газпром» лоббирует «Северный поток — 2» в Конгрессе США

Западные правительства и политический истеблишмент ещё задолго до обострения событий на Украине и последовавшего затем государственного переворота и введения антироссийских санкций довольно резко выступали против планов России и заинтересованных крупных европейских нефтегазовых корпораций в сфере строительства дополнительных ниток газопроводов в Европу. Россию постоянно и необоснованно обвиняли то в использовании «газовой дипломатии» (в форме шантажа), то в препятствовании конкуренции. Собственно, во многом той самой конкуренцией, а точнее её отсутствием, и объясняла Европейская комиссия отказ поддерживать проект расширения крайне успешного российско-немецкого проекта «Северный поток», а также его сухопутное ответвление OPAL.

В поистине адском коктейле бизнес-интересов и государственных резонов, густо замешанном на большой геополитике, основными европейскими enfant terrible, выступавшими против планов расширения альтернативных проектов доставки в Европу российского газа, всегда были представители «новой Европы» на востоке континента, которые исторически теснее аффилированы с Вашингтоном, нежели с Брюсселем или Берлином. Видимо, этими соображениями было обусловлено возвращение «Газпрома» на американский лоббистский рынок после почти 15-летнего перерыва.

Для начала стоит отметить, что действующий газопровод «Северный поток» имеет протяжённость более 1200 км, при этом он включает в себя, по сути, две расположенных параллельно «трубы», пропускная способность каждой из которых составляет порядка 27,5 миллиарда кубометров газа в год. При этом в 2014 году объём прокачки российского природного газа через систему «Северного потока» составил 39,1 миллиарда куб. м, в 2015 году немного «просел» до 35,5 миллиарда куб. м, составив таким образом порядка 70% загрузки от номинальных характеристик пропускной способности. Согласно ряду экспертных оценок, в прошедшем 2016 году объём прокаченного по «Северному потоку» газа возрастёт на 15–20%, достигнув отметки в 40 миллиардов куб. м.

Несмотря на все разговоры о «Третьем энергетическом пакете» и несоответствии ему «Газпрома» и его проектов в странах Евросоюза, альтернатив российскому газу — если только не создать их искусственно, — очевидно, нет. Как показал опыт и экономические расчёты, строительство гигантских терминалов по приёму танкеров со сжиженным природным газом обходится очень дорого, для них нужна циклопических размеров сопутствующая инфраструктура, а поставщики в лице аравийских монархий Персидского залива крайне зависимы от политических веяний в Вашингтоне, который в конечном итоге является их военным и политическим покровителем. Переход на иные, нежели российский газ, источники снабжения потребительского и, что важнее, промышленного сектора сделает европейскую промышленность неконкурентоспособной.

Стоит отметить в этой связи, что в 2017 году «Газпром» собирается потратить на реализацию второй очереди «Северного потока» около 111 миллиардов рублей, и, скорее всего, эти деньги придётся заплатить именно российскому концерну. В первоначальном плане предполагалось, что у «Газпрома» будет 50% капитала проекта, а остальная половина будет пропорционально распределена между Shell, Engie, OMV, E.On и Wintershall. Вот только по причине противодействия польских антимонопольных органов схема сорвалась, и крупные европейские корпорации так и не вошли в капитал Nord Stream 2 AG. Видимо, желанием решать проблемы не с государствами-клиентами вроде Польши и прочих восточноевропейских лимитрофов, а непосредственно с их вашингтонскими хозяевами можно объяснить и возвращение «Газпрома» на американский рынок политического лоббизма.

Как следует из соответствующей формы LD-2, опубликованной в базе данных о функционировании и финансировании лоббистских организаций, зарегистрированных при Конгрессе Соединённых Штатов, 14 января 2017 года компания New European Pipeline AG перечислила 140 тысяч долларов известной лоббистской форме McLarty Inbound LLC.

Довольно примечательно, что в пункте 16 формы раскрытия информации данных о конкретной теме лоббизма нет, однако в описании указано, что обозначенная сумма, по сути, была перечислена на текущую фоновую деятельность лоббистов. Интерес представляет в данном случае субъект лоббизма — компания New European Pipeline AG, которая как раз и является непосредственным оператором проекта «Северный поток — 2». В изначальной форме лоббистской регистрации, поданной в 2016 году, указывались и иностранные бенефициары этой структуры, например «Газпром», а также всё те же корпорации, которым польские антимонопольщики в итоге так и не позволили войти в капитал Nord Stream 2 AD, — то есть Shell, Engie, OMV, E.On и Wintershall. В итоге же в платеже лоббистам от 14 января остался только один иностранный бенефициар, и это российский «Газпром».

Само по себе это не было бы каким-то необычным фактом, однако необходимо отметить, что «Газпром» через дочернюю и специально созданную для строительства «Северного потока — 2» структуру New European Pipeline AG лоббирует свои интересы именно в США. Последние действия «Газпрома» в сфере лоббизма в Конгрессе США датируются 2002–2003 годами и связаны с вопросами, касающимися телекомпании «НТВ», так что его возвращение на Капитолийский холм после почти 15-летнего перерыва довольно показательно. Очевидно, что к российскому газовому монополисту пришло понимание того, что ключи от решения его проблем с неуступчивыми восточными европейцами лежат не в Варшаве, Стокгольме, Вильнюсе, Риге или Таллине — а в Вашингтоне.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов подчёркивает огромное влияние США в европейской энергетической сфере и то, что стремление «Газпрома» искать политическое решение в американском конгрессе вполне логично:

— Традиционно вмешательство США в европейские энергетические дела было крайне высоким. Если учесть, что главный противник проекта «Северный поток — 2» — это Польша, по иску которой с 1 февраля «Газпром» не может загрузить на вторую половину газопровод OPAL, то в таком решении есть логика. Надо решать вопросы в центре управления. Нет смысла лоббировать в Польше, если команды отдаются из Вашингтона. Позиция США традиционно жёсткая, Вашингтон всегда играет против нас на европейском рынке. Но в связи с появлением новой команды в американском внешнеполитическом блоке, включая и нового госсекретаря Рекса Тиллерсона, появились новые возможности вести переговоры.

Автор: Илья Ухов

Источник: Life.Ru, 10.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики