Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» может потерять все свои активы в Венесуэле»

«Роснефть» может потерять все свои активы в Венесуэле»

Социальный, экономический и политический кризис в Венесуэле может привести к тому, что российская нефтегазовая компания потеряет все свои активы в этой стране, считает эксперт

Нефтегазовая компания «Роснефть» изначально рисковала, когда входила в проекты в Венесуэле по политическим мотивам. Теперь, в условиях экономической и политической нестабильности в латиноамериканской стране, при смене власти «Роснефть» может потерять все свои активы. Такое мнение высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью ИА REGNUM.

9 февраля венесуэльский оппозиционный парламент заявил, что сделка с «Роснефтью» о продаже 40% акций совместного предприятия Petromonagas является «незаконной». Так, оппозиционеры единогласно проголосовали соглашение о протесте против сделки за $500 млн. Отмечалось, что комитет по нефти и энергетике изучил вопрос и пришел к выводу о том, что продажа 40% акций была заключена с нарушением конституции Венесуэлы и должна была получить одобрение от парламента, чего сделано не было.

Эксперт обратил внимание на то, что российскую компанию изначально предупреждали о рисках при работе в Венесуэле. Однако «Роснефть» по политическим мотивам, из-за хороших отношений с Уго Чавесом, а потом и с Николасом Мадуро начала развивать сотрудничество. Особенно ситуация обострилась, когда умер Чавес, и пришел к власти Мадуро, потому что сразу стало понятно, что он не так харизматичен и, скорее всего, не сможет надежно удержать в своих руках власть.

«Меняются политические лица, руководство Венесуэлы, а оно, может быть, не захочет поддерживать отношение с «Роснефтью». Сейчас этот сценарий как раз и реализуется, потому что оппозиционеры против таких политических мотивированных проектов. Поэтому «Роснефть» сейчас вполне может потерять все свои инвестиции в Венесуэле, остаться без всего, и никакую компенсацию не получит», — предположил Юшков.

Он напомнил, что изначально в нефтяном проекте в Венесуэле участвовали, помимо «Роснефти» и Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima (PDVSA), такие компании как «Газпром нефть», «Лукойл» и «Сургут нефтегаз». Однако когда внимание к ним ослабло со стороны российских властей, то они начали продавать свои доли в этом проекте «Роснефти». Потому что понимали все венесуэльские риски. В итоге одна «Роснефть» осталась в этом проекте из-за хороших отношений с руководством Венесуэлы.

В результате, говорит ведущий аналитик ФНЭБ, с одной стороны, Россия получает то, что сделку по СП признают незаконной, а с другой, выясняется, что прибыли, которые приносят дочерние структуры «Роснефть» в Венесуэле, выплачиваются в национальной валюте Венесуэлы, а не в долларах, а эта национальная валюта уже давно обесценивалась. То есть экономическая эффективность тоже вызывает сомнения.

«Если смена власти в Венесуэле произойдет, а я думаю, она произойдет, потому что там уже высочайший экономический и социальный кризис, это вопрос времени только, то риски, по крайней мере, потери всех инвестиций, действительно, очень высоки», — считает Игорь Юшков.

К тому же уже сейчас уже «Роснефти» предъявлены обвинения только по одному из проектов». Но вообще она участвует в нескольких проектах. Поэтому вполне возможно, что новое руководство по крайней мере решит проверить, на каких условиях сделки были достигнуты. Далее оппозиционеры могут начать обвинять российскую компанию в том, что соглашения были заключены на невыгодных для самой Венесуэлы условиях, значит, такие сделки будут расторгнуты под предлогом того, что якобы эта Чавеса, Мадуро действовали в своих интересах.

«Возможно, обвинять их в том, что они получили от «Роснефть» какие-то взятки, за то, чтобы компанию пустили в эти проекты. Даже неважно, так это или нет. Но история может развиваться по бразильскому сценарию, когда прошлое руководство обвиняли в коррупционных связях с министрами и проч. Поэтому вполне реально, что сменят, во-первых, руководство самой компании энергетической, во-вторых, через суд или каким-то образом отберут у «Роснефти» все ее активы», — подчеркнул эксперт.

Напомним, что «Роснефть» и PDVSA ведут совместную работу в четырех проектах по нефтедобыче. Еще российская компания разрабатывает два зрелых месторождения. Кроме того, в июле прошлого года компании подписали четыре соглашения о стратегическом партнерстве. В январе 2017 года «Роснефть» и PDVSA начали проводить мониторинг эффективности совместных проектов.

Если действующая власть еще заявляет, что сотрудничество с «Роснефтью» для Венесуэлы является стратегическим и крайне необходимым, то оппозиционный парламент уже поставил под сомнение сделку по СП с российской компанией. Также, как ранее передавало ИА REGNUM, недавно президент Венесуэлы Николас Мадуро в рамках борьбы с коррупцией назначил новый совет директоров PDVSA.

Источник: ИА REGNUM, 15.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики