Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Комфортная цена

Комфортная цена

Аналитик Александр Пасечник — о перспективах дальнейшего восстановления цен на черное золото

Несмотря на стабилизацию мировых цен на нефть, связанную с началом исполнения глобальных договоренностей об ограничении добычи нефти, рынок черного золота остается в фокусе внимания российских отраслевых и финансовых регуляторов. И хотя Минэнерго, Минфин и Банк России допускают дальнейший рост цены барреля, все-таки предпочитают опираться на сценарии консервативного развития событий на торговых площадках.

К примеру, представитель Минэнерго Павел Сорокин в ходе конференции Fitch Ratings отметил, что цена на нефть в 2017 году может подниматься до $60 за баррель, но в среднем будет держаться в диапазоне $50–55. Примерно в том же диапазоне видит цену барреля Brent и глава Минэнерго Александр Новак.

Схожие прогнозы по цене барреля и у Минфина.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сделала и вовсе академичное заявление, что не видит оснований для прогнозирования постоянного роста цен на нефть. «Мы не готовы делать базовый сценарий с постоянно растущими ценами на нефть. На наш взгляд, пока нет оснований для такого оптимизма. Но уровень цен на трехлетнюю перспективу мы, скорее всего, повысим», — сказала она. 

Нынешний же прогноз Набиуллиной несколько сдержаннее, чем у коллег: по прогнозам регулятора, цены на нефть в ближайшие годы будут колебаться в пределах $40–55 за баррель.

В целом заявленный российскими чиновниками диапазон цен на нефть в 2017 году и их осторожные прогнозы по дальнейшему росту котировок имеют под собой довольно твердую почву, чтобы сбыться.

Хотя есть и оперативные факторы давления на цены. Но они не столь значительны, если вовсе не ничтожны. К примеру, по данным Американского института нефти (API), товарные запасы топлива в США увеличились за неделю с 6 по 12 февраля почти на 10 млн баррелей. После публикации этих данных стоимость апрельских фьючерсов на нефть марки Brent скорректировалась вниз почти на процент, но все равно котировки остаются выше $55 за баррель.

Ведь куда больше сегодня факторов в поддержку цены нефти, которые опять же генерируются из-за океана.

Повышенное внимание нового президента США Дональда Трампа к углеводородной энергетике может вылиться в ряд зреющих к подписанию профильных инициатив.

К примеру, в конце января представители Агентства по охране окружающей среды США сообщали, что страна может выйти из Парижского климатического соглашения о сокращении выбросов парниковых газов. То есть Трамп нацелен на развитие углеводородной энергетики, и поэтому теперь вполне логично ожидать скорого перетока финансов из альтернативного сектора в нефтегазовую индустрию.

В связи с этим заявлен даже прогноз о скором усилении позиций США на мировом рынке нефти. Так, агентство Bloomberg в начале февраля со ссылкой на опросы аналитиков рапортовало, что экспорт американской нефти в 2017 году может вырасти более чем на 40–50% — до 800 тыс. баррелей в сутки, что превысит средний объем добычи в четырех странах ОПЕК — Ливии, Катаре, Эквадоре и Габоне — в декабре 2016 года. При том, что, по данным Управления по энергетической информации США, за первые 11 месяцев прошлого года страна ежесуточно экспортировала в среднем по 527 тыс. баррелей.

Но уверен, что здесь революции с предложением сланцевой нефти не случится — ведь грядущие ограничения в секторе американской возобновляемой энергетики надо будет замещать традиционным горючим. Так что в этом не вижу угроз энергетической экспансии со стороны США. Их экспортный нефтегазовый прорыв не очевиден — углеводородный потенциал страны будет нивелирован в основном потребностями внутреннего рынка.

Напротив, сейчас не перестает звучать в СМИ куда более важная для рынка нефти повестка, способная «разогнать» рынок до $60 — администрация президента США Трампа готовит новые санкции против Ирана. На этих опасениях котировки барреля нефти Brent в начале февраля порой преодолевали отметку в $57. И хотя на самом деле едва ли возможна изоляция Тегерана в старом формате, тем не менее повестка о вероятности возвращения американского санкционного гнета работает в пользу поддержки рынка нефти.

Итак, подведем итог. Сегодня мировые цены на нефть в целом на удовлетворительном для отрасли и экономики России уровне. Наша нефтяная индустрия в целом пребывает в комфортных условиях. Солидный производственный прирост в добыче в 2016 году тому подтверждение. А себестоимость производства нефти в нашей стране в условиях девальвации рубля в последние годы стала сопоставимой с ближневосточной. И еще раз замечу, что уровень нынешних цен по маркерным сортам весьма комфортный для национальных добытчиков: диапазон котировок января-февраля текущего года в $50–57 за баррель, при том что год назад цены были в «конъюнктурной яме», на значениях ниже $30.

При 60 же долларах за бочку черного золота, отметке, которая в принципе может быть бита в I квартале, по заявлению главы Минфина Антона Силуанова, уже и федеральный бюджет сделается бездефицитным.

Что касается синхронного с ростом цен на нефть укрепления рубля, то это благотворная тенденция, усиливающая покупательную способность населения и сдерживающая инфляцию. Правда, Минфин уже привык к девальвационному режиму и поэтому все чаще высказывает опасения на предмет чрезмерного укрепления курса национальной валюты. Оно и понятно — сильные перегибы всегда некомфортны, особенно в такой сфере, как финансовое планирование.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 16.02.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики