Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Каждый баррель нефти не из РФ обходится Минску на $10 дороже

Каждый баррель нефти не из РФ обходится Минску на $10 дороже

Белоруссия не сможет заместить российскую нефть по экономическим соображениям, а историю с закупкой иранской нефти использует для пиара, чтобы усилить переговорные позиции в споре с Россией. Так прокомментировали эксперты информацию о закупках Минском иранской нефти для замещения поставок «черного золота» из России.

Все упирается в деньги

«Я думаю, что со стороны Белоруссии история с закупкой иранской нефти – исключительно информационная и PR-кампания, – рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Мы уже видели подобные игры, когда белорусы закупали нефть в Венесуэле. Здесь все упирается в стоимость. Дешевле, чем Россия, никто никогда Белоруссии нефть не продаст. Частично Белоруссия может загрузить свои НПЗ нефтью из других источников. Если же говорить о полном замещении российского топлива, то в этом случае даже железная дорога не смогла бы пропустить столько составов с нефтью, потому что нефтепровод к белорусским НПЗ подведен только из России. По железной дороге в Белоруссию можно поставить не более трех-четырех млн тонн нефти в год – это максимум. Иначе придется расширять железнодорожные подходы, а это – дополнительные затраты.

Но самый красноречивый аргумент в пользу российской нефти мы можем найти в официальных данных Белстата, где написано, что за 2016 год в Белоруссию поступило 120 тысяч тонн нефти из Казахстана. Объем здесь не важен – важно другое: каждый баррель казахстанской нефти обошелся Белоруссии на 10 долларов дороже, чем нефть из России. Причем топливо из Казахстана прошло с низкой стоимостью прокачки. Казахстан прокачал его через Россию, обратившись за этой услугой к «Транснефти».  

Иранский нефтяной мизер

Ранее агентство Reuters со ссылкой на источники среди нефтетрейдеров сообщило о том, что белорусская «Белойл» заключила контракт на покупку 80 тысяч тонн нефти у иранской NIOC. Это первая сделка между Белоруссией и Ираном по поставкам нефти. Загрузка танкеров может начаться в районе 20 февраля.

Белоруссия активно ищет альтернативные источники нефти на фоне ограничения поставок из России. Соответствующее поручение правительству дал президент Белоруссии Александр Лукашенко.

«Соглашение с Ираном о 80 тысячах тонн нефти – это мизер. Доставят они ее, скорее всего, железной дорогой, потому что этого объема даже не хватит, чтобы наполнить нефтепровод «Одесса – Броды». Когда нефть придет, они отрапортуют об экономических успехах, но потом, примерно два месяца спустя, появятся данные Белстата, где мы увидим реальную стоимость иранской нефти.

Иран не собирается никому продавать свою нефть с какими-то скидками. Зачем? Они вышли из-под санкций, они успешно торгуют, они отправляют в Китай все больше и больше нефти. Им как раз нужны деньги, а не хорошие отношения с Белоруссией», – поясняет Игорь Юшков.

Белоруссии невыгодно обострять конфликт

Спор о нефти стал продолжением газовых разногласий Москвы и Минска. На протяжении всего 2016 года Белоруссия вела переговоры с Россией о снижении цен на газ. При этом с июля Россия более чем на треть сократила поставки нефти в Белоруссию из-за белорусского газового долга.

Белоруссия просто пытается усилить свои переговорные позиции накануне намеченной встречи президента России Владимира Путина и белорусского лидера Александра Лукашенко. «Если Белоруссия хотела бы обострить конфликт, она отказалась бы от старой индексации тарифов на прокачку российской нефти через территорию Белоруссии и в одностороннем порядке, нарушая все договоренности, пошла бы на реальное обострение отношений. Я думаю, что белорусы этого не хотят. Они хотят получить сильные переговорные позиции, но не сталкиваться лбом с Россией.

Белорусы предпочитают более мягкий вариант – демонстрировать нам, что чисто технически они могли бы найти некоторые небольшие замещающие объемы. Мол, мы и с Ираном договариваемся, и с Азербайджаном, и с Казахстаном. Отказаться от российской нефти Белоруссия не сможет полностью даже технически, а в целом это абсолютно нецелесообразно и с экономической точки зрения. Россия поставляет очень дешевую нефть. Мы никуда не продаем нефть дешевле, чем в Белоруссию. Для них это очень выгодное направление, и отказываться от него никто не хочет. А Россия зависит от транзита нефти и газа через Белоруссию, поэтому РФ тоже невыгодно разрывать отношения или усугублять конфликт», – резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Мария Бессарабова 

Источник: Экономика сегодня, 16.02.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики